^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

2 АПРЕЛЯ 2012 - День людей, страдающих аутизмом

Появился специальный день в календаре - 2 апреля, день людей, страдающих аутизмом. И хочется напомнить, что аутисты есть вокруг нас с вами. Они растут, меняются и хотят быть вместе с остальными - ходить в детские сады и учиться в школах, играть, заниматься спортом, музыкой, рисованием и прочими детскими делами. Дети-аутисты тоже мечтают вырасти, приобрести профессию и работать. Они слабее и ранимее сильных нас. А главный признак сильного - помощь слабым.

Ежегодно в этот день миллионы специалистов и родители детей получают возможность рассказать обществу об аутизме как о глобальной проблеме, о расстройствах аутистического спектра  на всех континентах.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире сейчас около 67 миллионов людей с аутизмом. При этом ВОЗ отмечает тенденцию к росту количества таких детей.

Инициатива Генассамблеи ООН о проведении Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма как никогда актуальна, т.к. не только родители мало информированы о такой проблеме, как аутизм, но и многие врачи, в т. ч. и педиатры по-разному оценивают аутизм.

Мнения самих специалистов отличаются вплоть до прямо противоположных. Одни называют аутизм патологией развития ребенка и психическим заболеванием, другие утверждают, что это одна из форм отклонения в развитии ребенка, а некоторые специалисты аутизм вообще не считают заболеванием и говорят об аутизме как варианте нормы.

Однако в международной практике большинство специалистов считают аутизм следствием неврологического расстройства, которое приводит к нарушению развития ребенка и проявляется в течение первых трех лет его жизни.

В большинстве случаев аутизмом страдают дети, причем независимо от расовой принадлежности, региона проживания, социального или имущественного статуса родителей. Аутизм чаще встречается у мальчиков (соотношение девочек и мальчиков примерно 1:4).

Причины возникновения аутизма до конца не известны, но многие специалисты считают, что помимо наследственных факторов, значительную роль играют экологическая ситуация в месте проживания родителей и ребенка, психоэмоциональные стрессы, отношения в семье и обществе.

При аутизме нарушается способность ребенка к социальным навыкам, контактам с другими детьми и взрослыми, возникаю проблемы как в невербальной коммуникации, так и общению при помощи речи. У детей с аутизмом часто встречаются ограниченные и повторяющиеся модели поведения. При всем этом интеллект ребенка не страдает, а в некоторых случаях может гораздо выше, чем у его сверстников.

Значительной проблемой является отсутствие четких критериев диагностики аутизма, а ведь раннее начало реабилитации при вовремя установленном диагнозе дают ребенку значительные шансы стать полноценным членом общества. В России проблема диагностики аутизма многократно усиливается из-за недостатка специалистов в этой области. Многие специалисты в области психиатрии, которые чаще всего занимаются лечением детей с аутизмом, часто не понимают саму сущность аутизма. Не меньшей проблемой является и недостаточное финансирование коррекционных дошкольных детских учреждений, где занимаются реабилитацией детей-аутистов, да и самих реабилитационных учреждений в настоящее время явно недостаточно.

Проблема аутизма настолько серьезна, что многие просто не осознают всех ее масштабов. И, прежде, чем приступать к решению проблемы, эту проблему надо озвучить, чтобы ее осознали родители, педагоги, государственные чиновники и родители обычных детей. Именно поэтому Генеральная ассамблея ООН призвала все страны, которые являются членами ООН, а также соответствующие структуры ООН, государственные и общественные организации активно распространять информацию о проблеме аутизма для повышения информированности как о самом аутизме, так и людях, которые с ним живут.