^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Дайте шанс особым детям

На свете много особых детей и они живут среди нас. Вы видели хоть раз в общественном месте ребенка-аутиста? Дети-аутисты почти не разговаривают, живут в своем маленьком мире, не замечают происходящего, играют в странные игры, но очень нуждаются в понимании. Для них нет специальных центров или садов, а в «обычные» их брать не хотят. Они не учатся в школе. Они больше кого-либо нуждаются в помощи.


Во всемирный день распространения информации об аутизме в Центре психолого-медико-социального сопровождения прошел круглый стол «Организация сопровождения детей с расстройствами аутичного спектра».

Кто они - дети-аутисты?

Ирина Макарова

- Свои особенности в развитии детей на первом году жизни могут быть у любого ребенка, - поясняет психотерапевт, доцент кафедры общей психологии СмолГУ Ирина Макарова. – Но здесь мамам и врачам-педиатрам нужно обращать внимание на отсутствие глазного контакта (дети аутисты не смотрят в глаза даже близким людям), на неполноценное эмоциональное общение ребенка с матерью. Ребенок использует маму только как инструмент, чтобы получить желаемое, но нет близкого общения. Эти дети своеобразно могут реагировать на всевозможные звуки, яркие предметы, кинокадры. У них особая чувствительность ко вкусу, запаху, они очень избирательны в пище. Все очень индивидуально у этих деток. Здесь очень важна ранняя диагностика. Заподозрить развитие аутизма можно на первом году жизни. А вот установить точный диагноз - только после 3 лет. Родителям нужно очень внимательно наблюдать за развитием ребенка. И если они видят какие-то отклонения, незамедлительно нужно обратиться за помощью к специалистам. Многие дети, которые имели какие-то аутистические черты в детстве, в дальнейшем смогли успешно социализироваться.


Причины развития аутизма

Причины развития аутизма у детей до сих пор не ясны. Равно как и увеличение количества таких детей в Смоленской области. Есть несколько точек зрения.
- Существует мнение, что увеличения количества нет, просто улучшается диагностика их выявления, - комментирует Ирина Макарова. - А раньше эти дети просто попадали в другую группу с ограниченными возможностями – к умственно отсталым. Другое мнение, что есть факторы, влияющие на развитие аутизма. Это и перенесенные во время беременности заболевания, интенсивные методы лечения или обследования во время беременности, и прививки, и даже чрезмерное агрессивное и активное информационное воздействие на ребенка в раннем возрасте.


Елена ПаламарчукПроблемы особых детей

Проблема детского аутизма в Смоленской области очень остра.
- По статистике прошлых лет количество детей-аутистов увеличилось на 30%, - комментирует психолог, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения Елена Паламарчук. - С одной стороны, синдром аутизма стал выявляться раньше. Но на этапе беременности и до года его невозможно выявить. Специалистов в этой области стало больше, но в то же время и появляется больше таких детей. Часть таких детей периодически наблюдаются в «Вишенках», часть - в Смоленском областном психоневрологическом клиническом диспансере на Докучаева, кто-то смог попасть в обычные сады, кто-то - в детском саду № 3 для детей с ограниченными возможностями. Но это все разрозненно – либо перекос в медицинскую сторону, либо отсутствие медицинской и психологической помощи вообще. А за комплексным сопровождением детей-аутистов родителям некуда обратиться. Поэтому на Смоленщине проблема стоит остро.

Елена Глинкина

 

Аутизим - не приговор!

- Несмотря на то что ребенок-аутист, у него есть и должен быть шанс, - уверяет мама ребенка-аутиста Елена Глинкина. - Аутизм – это не приговор. Никто не знает, когда он может выйти из этого состояния - в три года, в семь лет. Он даже может через некоторое время обучаться в обычной школе. Поэтому необходимо дать этому ребенку возможность находиться в обычном детском саду. Перед его глазами должны быть обычные дети, потому что аутисты даже если не вступают в контакт и не играют, но они наблюдают и учатся… Учатся общаться, учатся эмоциям, они познают этот мир. Мой ребенок ходил в обычный сад и сад ему помог во многом. Но чтобы его туда взяли, мне пришлось самой устроиться работать в этот сад. Сейчас ему 9 лет. И теперь мы сидим дома, потому, что в школу таких детей не берут. Да и образовательные стандарты для них не выработаны. получается, что мамы и дети обречены сидеть дома. Поэтому и возникла острая необходимость создать такой центр, куда можно было бы привести ребенка на 3-4 часа, чтобы он общался, чтобы с ним занимались специалисты, чтобы помочь ему выйти из его тесного мирка.

Для решения столь важной и острой проблемы за круглым столом собрались представители и начальник департамента по образованию и науке Михаил Леоненков, депутат Государственной думы Франц Клинцевич, заместитель губернатора Алексей Мурыгин, представители департамента по социальному развитию, представители психолого-педагогического факультета СмолГУ, Центра психолого-медико-социального сопровождения, Благотворительного фонда поддержки детей-инвалидов «ОПОРА», представители реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями и инвалидов молодого возраста «Вишенки».
Мамы детей-аутистов смогли высказать накопившуюся за многие годы боль и страдания, через которые им приходится проходить со своими детьми. Аутистов не хотят брать в сады, равно как и в школы, специализированных центров для них тоже нет, мамы и дети постоянно находятся дома. Лишь немногим удается попасть в обычные сады, где бы их поняли и помогли в развитии и социализации.

Елена Ленская- При нашем фонде «Опора» уже полгода как функционирует кабинет социально-психологической поддержки семей, в которых есть дети с ограниченными возможностями, - комментирует директор благотворительного фонда Елена Ленская. – Поддержка узконаправленная - для детей -аутистов. Наши специалисты во главе с доцентом кафедры общей психологии СмолГУ Ириной Юрьевной Макаровой по своим разработанным методикам бесплатно занимаются с тяжелыми детьми, которые не ходят ни в сады, ни в школы. Они их пытаются социализировать, учат хоть как-то воспринимать этот мир. Мы хотим донести до администрации, что таких семей очень много и они нуждаются в помощи. Мы хотим предложить сделать региональный центр комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения. Еще ни в одном регионе нет такого центра по работе с аутистами. Я думаю, что мы будем первыми. А самое важное, что администрация нас поддерживает и соглашается с необходимостью создания такого центра. На этом круглом столе мы и хотим решить эти важные проблемы.


В завершении мероприятия все пришли к выводу, что для решения этой острой проблемы необходимо создать полноценную систему помощи детям аутистам, где медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение будут идти рука об руку. В конце круглого стола была написана резолюция с конкретными предложениями.

Остается открытой еще одна важная проблема – отношение общества к особым детям. И она уже только в наших с вами руках, а вернее, сердцах.

автор статьи: Елена КОСТЮЧЕНКОВА

материал взят с сайта http://www.smolcity.ru