^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

 

Дорогие ребята и уважаемые родители, а так же любые взрослые небезразличные к судьбе детей и подростков!

Детский Телефон Доверия работает для Вас и ради Вас. Вы можете обратиться за помощью в любое время с понедельника по пятницу с 9.00-21.00, в субботу с 9.00-16.00. По вопросам, требующим экстренной психологической помощи: жестокое обращение, сексуальное насилие по отношению к ребёнку, суицидальные мысли или тяжелое эмоциональная состояния, любые сложные и экстренные ситуации, возникающие в жизни. Кроме этого вы можете обратиться на ДТД по вопросам детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, и любым другим вопросам, касающимся жизни и деятельности детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированными специалистами, абсолютно бесплатно, анонимно и конфиденциально, с любого телефона при любом тарифном плане из любой точки России! Звоните и Вам помогут. Наша помощь на расстоянии Вашего звонка.

Боязнь темноты - одна из самых распространенных фобий, которая встречается как у детей, так и у взрослых. Специалисты отмечают, что боязнь темноты заложена на подсознательном уровне, то есть она связана с природным инстинктом самосохранения. Если окунуться в прошлое, тогда мы найдем ответ, почему человек связывает свою безопасность со светом и чувствует угрозу в темноте.

Около полумиллиона лет назад человек научился добывать огонь. С тех пор он стал «верным товарищем», он не только согревал, но и отпугивал хищников, которые могли доставить много хлопот со своим приходом в человеческую общину. Огонь символизировал день, солнце, тепло, защиту. Темнота же наоборот вызывала благоговейный ужас и заставляла людей объединяться в группы, выставлять караул и поддерживать огонь на протяжении долгого времени. У каждого из нас в подсознании есть запись на уровне ДНК о том, что если светло, значит безопасно. Поэтому ребенок, который боится темноты, часто просит родителей оставить на ночь включенную лампу или открыть дверь, чтобы луч света пробивался в его комнату. Таким образом, ребенок дает себе возможность почувствовать безопасность и через некоторое время спокойно засыпает. Чтобы осознать, что переживает ребенок в темноте, какие чувства он испытывает необходимо мысленно вернуться в свое детство и вспомнить, что вызывало у Вас боязнь темноты.

Бывают случаи, когда ребенок со временем не преодолевает такое эмоциональное расстройство как боязнь темноты, и это находит отражение в его самооценке, чувстве безопасности, эмоциональном фоне и так далее. Боязнь темноты такой человек испытывает каждый день, когда наступает вечер - страх дает о себе знать. Поэтому важно, чтобы родители не закрывали глаза, если их ребенок в возрасте старше 13 лет испытывает страх темноты. Вовремя включившись в ситуацию, именно родители помогут ребенку преодолеть этот страх.

Причиной появления боязни темноты у детей может быть:

конкретный случай, который произошел с ребенком или с кем-то из близких родственников. Например, если малыш зашел в темную комнату, и оттуда резко выскочила домашняя кошка, тогда он испугается. Возможно, он не придаст этому значения, а возможно у него зафиксируется реакция по типу темно - значит страшно, неожиданно, опасно;

внушенный страх, который навязан родителями, бабушками, воспитателями, значимыми взрослыми. Через свои эмоции, страхи, опасения родители могут внушить своему ребенку необходимость бояться темной комнаты. Например, когда малыш долго не засыпает, родитель говорит ему: «Поворачивайся и закрывай глазки, не то бабушка Яга прилетит на ступе и заберет тебя», либо «Спи давай. А то завтра не выспишься, будешь капризный, вредный» - идет от родителей указание ребенку каким быть завтра, грубейшая ошибка с их стороны, они как бы программируют его на такое поведение.

детская фантазия, подкрепляемая неправильным режимом дня и негативными сюжетами с экрана телевизора. Родители после рабочего дня пытаются отвлечь ребенка от себя через просмотр мультфильмов. Нервная система ребенка при просмотре мультфильма возбуждается, ребенок проявляет активность, хочет прыгать, играть, не соглашается выключать мультфильм на требование родителей, не хочет идти чистить зубы и так далее. То есть перед сном он испытывает негативные эмоции, такие как отчаяние, злость, несправедливость, обида... В итоге ему трудно заснуть и он свои эмоции может выражать через представление в своем воображении отрицательного героя, который недоволен, агрессивен, опасен. Ребенок может испытывать при этом страх, как за родителей, так и за себя. Такие фантазии имеют двойной эффект. В одном случае они позволяют малышу сделать высвобождение своих негативных эмоций, приписывая их воображаемому герою, в другом случае ребенок может поверить в то, что этот герой опасен для него и будет бояться остаться один в комнате, особенно в темной. Также необходимо коснуться героев мультипликационных фильмов или детских сказок, которые на сегодняшний день выглядят очень свирепо, агрессивно, порой непонятно. Эти герои могут пугать малышей не меньше чем Баба-Яга пугала советских детей. Отсюда следует то, что родителям необходимо вечером исключать просмотр мультфильмов (лучше сделать это утром или днем, до 18.00), прочтение страшных сказок «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик», «Муха-цокотуха» с персонажами, которые пугают малыша: злой волк, кровожадный Великан или злодей-паук.

Отрывок из сказки Муха-Цокотуха (К.Чуковский):

…Нашу муху в уголок поволок-

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!...

Эти строки как нельзя лучше показывают нам, что маленький паук в углу комнаты может благодаря воображению ребенку превратиться в чудовище, которое несет опасность.

Важно помнить что перед сном обстановка в доме должна быть благоприятной, желательно чтобы и мама и папа пожелали «Спокойной ночи», поцеловали своего малыша. Поцелуй на ночь иногда воспринимается ребенком как благословение мамы и папы на здоровый сон. Если малыш испытывает боязнь темноты, попробуйте ему дарить на ночь волшебный поцелуй, который будет охранять его сон.

Внутрисемейные конфликты могут найти свое отражение в боязни темноты. Семейный фон, где часто происходят конфликты, благоприятен для развития неуверенности, чувства ненужности родителям, сомнения в том, что ребенка любят, что он желанный, что он в безопасности… Негативные эмоции могут спровоцировать не только развитие боязни темноты, но и укрепить его настолько сильно, что даже в подростковом возрасте страх темноты может владеть ребенком. Каждый раз, ложась спать, он будет испытывать не только страх, но и стыд, что усугубит эмоциональное состояние подростка. У такого ребенка может возникнуть депрессия и агрессивность, при этом родители не будут находить адекватных причин для такого поведения ребенка. В итоге ребенок будет ввязан в конфликтные отношения с родителями, что будет осложнять ситуацию, так как чувство незащищенности будет ведущим в его эмоциях.

Чтобы помочь ребенку, у которого проявляется боязнь темноты, необходимо понять самое главное, доводы взрослых годятся только для взрослых. Самая частая фраза, которой пользуются родители, чтобы поддержать ребенка: «В темноте нет ничего страшного» для ребенка не несет никакой защиты и не дает объяснения тем чувствам и эмоциям, которые он испытывает. Поэтому не надо убеждать ребенка «Мне не страшно», «Здесь нет ничего такого, из-за чего следует бояться», необходимо сопереживание и поддержка, любовь и настоящая вера в то, что Ваш ребенок справится с такой возрастной особенностью, как боязнь темноты. Родители, которые не сомневаются в своем ребенке, смогут ему в этом помочь.

Когда ребенку не хватает любви, он теряет уверенность в себе, он чувствует себя одиноким и незащищенным. Это влечет появление таких переживаний как: беспокойство, тревога, душевное смятение. Если взрослые не оказывают поддержку своему малышу в необычной для него ситуации, предоставляют ему самостоятельность в этот момент, тогда ребенок может чувствовать себя покинутым, будет переживать страх. В необычной, неопределенной для него ситуации логичным будет ощущение сильного волнения. И тогда это ощущение может проявиться в боязни темноты.

Укладывая ребенка спать, родители обычно гасят свет и оставляют его наедине с самим собой. Темнота скрывает все знакомые предметы, возникает чувство тревоги и незначительный шум может привести ребенка в смятение и вызовет сильный выброс адреналина в кровь, что вызовет учащенное сердцебиение, нервная система будет возбуждена и ребенок не сможет спокойно уснуть. Он будет прислушиваться, внутренне напрягаться и ожидать, что что-то может произойти непонятное и необъяснимое, что-то, что может причинить ему вред. Эти эмоции возникают из-за чувства покинутости и незащищенности. Либо, если ребенок, хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет его пугать.

Пример из книги Ле Шан "Когда ваш ребенок сводит вас с ума":

"Когда я была маленькой девочкой, - вспоминала моя подруга, - я боялась льва, который заходил ночью в мою комнату. Отец старался подбодрить меня, говоря, что это невозможно и что все львы живут в зоопарке. Это совсем не помогало, потому что я знала, что он прав; когда он был рядом, все львы были действительно в зоопарке. Но именно тогда, когда я оставалась одна в темноте, один лев уходил из зоопарка и приходил, чтобы растерзать меня. Это казалось мне столь ясным и логичным, что я не могла понять, почему отец не понимал меня".

Взрослым следует помнить, что маленькие дети видят мир совсем иным. Например, когда моей дочери было четыре года, она ужасно боялась темноты. Ночник в ее комнате и свет в коридоре, похоже, не помогали. И несмотря на то, что я прочитала все книги по детской психологии, я вела себя как любая другая усталая, изнуренная и загнанная мать. "В темноте нет ничего страшного", - настаивала я. Однажды ночью дочь посмотрела на меня серьезными глазами и сказала: "Я не боюсь твоей темноты, я боюсь своей темноты". Мы не можем отмахнуться от богатых и сильных впечатлений, которые дает нам фантазия, сочтя их несущественными или нереальными. Делать так - значит отсекать от ребенка его самые глубокие переживания.

Данные примеры показывают нам о необходимости поддерживать ребенка, не отмахиваться от его переживаний, не высмеивать их. Именно родительская поддержка в этом вопросе играет главную роль. Если родитель уверен, что его ребенок сможет это преодолеть, тогда это по силам малышу.

Коррекционная работа, по преодолению боязни темноты должна носить комплексный характер. Если ребенок посещает школу или детский сад, тогда коррекционная работа будет вестись в двух направлениях: работа психолога с ребенком (в детском садике, либо школе) и работа родителей с ребенком по рекомендациям психолога. Существует несколько методов психологического воздействия на эмоциональный фон ребенка, такие как: игротерапия, сказкотерапия, проективные методы, методы релаксации и саморегуляции.

Боязнь темноты обусловлена эмоциями и носит возрастной, чаще всего временный характер. Для успешного преодоления боязни темноты необходимо создать соответствующие предпосылки, такие как:

понимание чувств и желаний ребенка, его внутреннего мира;

положительный пример родителей, которые признали свои страхи и поделились методом их преодоления;

перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком;

гибкость и непосредственность в воспитании;

уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля;

безусловная любовь и сильная вера в возможности своего ребенка преодолеть страх темноты.

Ни в коем случае нельзя винить, либо ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, что он такой беззащитный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, что ждет их поддержки (такое отношение часто прослеживается у отцов по отношению к сыновьям). Отцы считают, что мальчики должны быть смелым, сильными и выносливыми. Они не принимают тот факт, что мальчики это, прежде всего дети, которым нужна любовь, а не муштра. Дети таких родителей часто начинают скрывать свой страх, при этом проблема не решается, а уходит глубже на уровень бессознательного. И уже оттуда влияет на ребенка, вызывает резкие перепады настроения, вызывает возбужденное состояние, агрессию, иногда даже болезнь сердца, так как ребенок все время контролирует свои эмоции, старается не показать родителям своего страха. Он очень долго находится в напряженном состоянии, что может сказаться на его физическом и психическом здоровье.

Также не следует чересчур опекать и ограждать ребенка от внешнего мира, от контакта с возможным раздражителем. Страх он не столько во внешнем мире, сколько во внутреннем мире ребенка. Иногда родители ограничивают самостоятельность ребенка, чрезмерно опекают и беспокоятся с удвоенной энергией о своем чаде. Тем самым изолируют его от окружающего мира, от контактов со сверстниками и ребенок оказывается в замкнутой семейной среде, где продолжение общения с тревожно-мнительными взрослыми усиливает его подверженность страхам, опасениям и сомнениям. Такое отношение вовсе не способствует преодолению страха темноты, а наоборот носит подпитывающий характер и скрытую угрозу, которая может сознательно подавляться ребенком.

Родители могут использовать проективные методики для снятия напряжения и тревожности у ребенка в связи с переживанием сильных эмоций. Ребенку предлагается нарисовать свой «страх темноты», при этом необходимо обратить внимание на цвета, которые выбирает ребенок, чтобы можно было видеть динамику его отношения к страху.

Маше мама предложила нарисовать свой страх темноты. Маша нарисовала большой черный круг в центре листа. Потом мама дала ножницы Маше и предложила порезать страх на мелкие кусочки, чтобы он стал маленьким, и его можно было преодолеть. Маша рисовала свой страх целую неделю. При этом цвет его менялся, уже к концу недели Маша сказала, что нарисует желтый страх. То есть ребенок уже не так сильно акцентирует свое внимание на страхе, ассоциация черного непонятного ощущения ушла. Через три недели работы (использовалась не только методика рисования) Маша стала самостоятельно засыпать, без маминой руки. А через месяц сама попросила выключить в комнате свет, но дверь оставила открытой. Маша резала страх, сжигала его, комкала, рвала, залепливала пластилином, выбрасывала в окно и так далее. Мама и папа помогали ей в преодолении ее страха, при этом искренне участвовали и верили в то, что Маша справится, как это сделали в свое время сами родители.

Можно воспользоваться игротерапией, как средством для преодоления страха. Как правило, игротерапия подходит для детей от 3 до 10 лет.

Для детей от 3 до 5 лет подойдет следующая игра: можно спрятаться под одеяло вместе с малышом, и поиграть с ним в Волшебный домик. Взрослый ложится рядом и накрывается одеялом вместе с головой. Потом делается вверху небольшое отверстие - окошко, чтобы можно было дышать. Взрослый монотонным голосом говорит: «Мы с тобой в домике, нам здесь уютно и безопасно. Наш домик волшебный, сюда никто без разрешения не может зайти. Мы можем крепко спать, потому, что мы в безопасности, потому что (имя малыша) под защитой волшебного домика». Говорить следует тихим голосом, напевая, чтобы малыш успокоился, расслабился и уснул. Родители могут сами придумать слова, которые упокоят их ребенка, главное избегать эмоционально окрашенных слов, таящих в себе угрозу – «Тебя никто не съест», «Можешь не бояться», «Я буду тебя охранять» и так далее.

Для детей от 4 до 6 лет игра «Бобры». Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу - то есть выйдет в соседнюю комнату - и вернется.) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище. Через эту игру ребенок научится преодолевать дискомфортное состояние в полутьме, а также разработает собственные схемы самозащиты, которые будут направлены на преодоление страха через защиту и оборону.

"Кукольные прятки" В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном (днем - в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте.

Для детей от 5 до 8 лет можно воспользоваться игрой "Кто притаился в темноте?", которую предложила в своей психокоррекционной работе по преодолению страхов у детей И. Я. Медведева. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет... И выясняется, что чудовище - это маленький, милый котенок изображаемый либо куклой, либо другим ребенком. Взрослые могут включиться в игру, но также можно предложить поиграть с другими детьми, с бабушками и дедушками. Главное чересчур сильно не нагнетать обстановку, через рассказ какой страшный и лохматый и злой кто-то сидит в углу. Один из взрослых может взять на себя роль ведущего, при этом он помогает словесно ребенку поверить в свои силы: «Ты справишься, у тебя получится. Максим смелый мальчик, он встанет и включит свет и увидит, что все это выдумка, что страха нет, что есть котик и его тень».

Если ребенок этой возрастной категории боится конкретного мультипликационного или сказочного злого героя, тогда можно предложить ему пересочинить сказку или мультфильм, а потом можно еще и порисовать на эту тему. Если робот злой, тогда у него в ответственный момент пусть сядут батарейки; если Баба-Яга хочет скушать кого-то, то вдруг оказалось что ее вставные зубы на полке и она их достать не может; если злая собака нападает, тогда вдруг она падает в яму, так как в злости не заметила, что стоит возле нее… Родители могут участвовать в разработке сюжетной линии, которая поможет ребенку остаться целым и невредимым.

Для детей от 8 до 10 лет наиболее эффективным методом является искренняя беседа с родителями, которые делятся своими детскими страхами и тем, как они это преодолели. А значит, могут поделиться своим успехом и вселить в своего ребенка уверенность в своих силах, веру в то, что он справится. «Я знаю, что если у меня получилось преодолеть свой страх, то ты тем более сможешь преодолеть свой».

Детям более взрослого возраста можно предложить нарисовать "Портрет моего страха" простым карандашом, а потом на этом рисунке можно гуашью нарисовать цветы, небо, облака, то есть закрасить его, чтобы из страшного он стал нестрашным. Да еще можно пофантазировать на тему «Что случилось с моим страхом» или придумать историю о том, «Как я преодолел свой страх».

Также можно играть в пятнашки, прятки и жмурки в комнатах с закрытыми шторами и включенными лампами на столе. Эти игры очень эффективно снимают боязнь темноты, активируют жизненную энергию и придают большую уверенность в себе.

Методов по преодолению боязни темноты на самом деле очень много, главное пробовать и быть уверенными в том, что это по силам Вашему ребенку. Если родители будут думать что ребенок у них маленький, что не справится, что это уже затянулось и т.д. тогда малышу действительно будет сложно побороть свой страх. Ребенок и родители держат очень крепкую эмоциональную связь, поэтому важно, чтобы родители не сомневались в возможностях своего малыша. Родители всегда для ребенка играют роль защитников, тех на кого можно положиться. Поэтому именно они являются ключевой фигурой в разрешении страхов у ребенка. Если родители общаются с ребенком, уделяют ему время, проявляют свою заботу и любовь, то у ребенка формируется чувство безопасности, а значит, он уверен в себе. Под влиянием родителей у ребенка формируется установка на преодоление страхов. Поддержка родителей и уверенность ребенка в своих силах вот ключ к решению вопроса в преодолении боязни темноты.

Иногда страх темноты соединяется еще с каким-либо страхом, тогда работа немного усложняется, можно в этой ситуации привлечь психолога, чтобы быть уверенными в результативности своей работы.