^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

детские страхи

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоции, как радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.

Психика ребенка отличается особой восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям, несформированностью механизмов защиты. Детские страхи, представляют опасность, поскольку в них кроются причины разнообразных неврозов, тревожности, мнительности.

Что такое страх?

Страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы.

Какой бывает страх?

Реальный страх – эта реакция на внешнюю опасность, то есть это действительная угроза.

Невротический страх часто может не иметь под собой никаких оснований, но иногда его появление связано с определенными ситуациями и объектами. Ребенок с невротическим страхом всегда готовы к самому худшему и живет под постоянной тревогой и страхом в ожидания несчастья в любой момент.

Чего же боятся дети? В большинстве своем, того же, чего боялся каждый из нас: одиночества, чужих людей, врачей, крови, фантастических существ (вроде Бабы Яги) и т.д..

Причин для появления страхом множество. Остановимся на социальных ситуациях, в результате которых рождаются страхи у детей.

Наиболее подвержены страхам дети в семьях:

–где постоянно происходят конфликты, то есть в психологически неблагополучных семьях; 
– где, чрезмерно строгие, бескомпромиссные и требовательные родители; 
– где, ребенок единственный в гиперопекающих семьях; 
– где мамы, после рождения малышаслишком рано вышедшие на работу; 
– где родители развелись, особеннов возрасте 3-6 лет; 
– где малыш – это «поздний» ребенок, родившиеся у родителей после 35-40 лет; 
– где тревожные родители, которые и сами страдают от каких-либо страхов (так называемые «семейные).

Если детские страхи в течение долгово времени проявляются и не проходят, то они закрепляются. Причины закрепления условно можно разделить на две большие группы:

1. Психическое неблагополучие самого ребенка, т.е. «ослабленность» нервной системы ребенка нередко выказывает себя именно в виде избыточных или многочисленных страхов.

2. Проблемы, связанные с неправильным поведением родителей (неадекватная реакция родителей на поведение ребенка, излишняя строгость, наличие страхов у них самих, неблагополучные отношения в семье, эмоциональная холодность, жестокость по отношению к ребенку).

 

Страх оказывает на ребенка негативное воздействие, поскольку держит его в постоянном напряжении, порождает неуверенность в себе и не позволяет до конца раскрыться как личности.

Рекомендации родителям, как преодолеть детский страх:

  • Если дети боятся разлуки с родителями, то ежедневно разговаривайте с ребенком, на ночь пойте ему колыбельные, рассказывайте сказку или просто поговорите  — малышу исключительно важно постоянно видеть и слышать своих родителей. Если вам нужно уйти, уехать в командировку, помогите ребенку преодолеть чувство временной потери и страха — обнимите его, поцелуйте, покажите, что вы тоже переживаете, разлучаясь с ним.
  • Дети боятся изменения привычного уклада жизни дома: переезда, посещения детского садика, то определяйте детей в садик либо до 2 лет либо после 3. Период с 2 до 3 лет является наиболее опасным для таких кардинальных перемен.

Если вы переезжаете в другую квартиру, захватите с собой что-нибудь, служащее приметой прежнего, привычного ребенку дома: цветок в горшке или уличный кустик, который вы вместе с малышом могли бы посадить возле нового дома.

Подарите ребенку талисман — предмет, который он мог бы всегда носить с собой, например, цепочку или браслет. Подарок символизирует постоянную связь с дарителем (т.е. с вами) и способствует преодолению чувства страха.

  • Если дети боятся неизвестности: темноты, «мертвого пространства», одиночества, то по возможности измените пространство в комнате так, чтобы устранить углы.

Если ребенок спит рядом с вами, не «выселяйте» его в детскую в период с 3 до 4 лет. Либо это нужно делать раньше, либо позднее. Позволяйте малышу оставлять включенным ночник. Найдите возможность осветить коридор, по которому ребенок ходит ночью в туалет.

  • Если ребенок боится смерти, то до девяти-десяти лет детям лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Это переживание может вызвать у них скрытые страхи. Но при этом старайтесь при детях упоминать про умерших родственников. Из таких разговоров ребенок выносит важное открытие: после смерти человек продолжает существовать. Пусть в разговорах, в сердцах близких людей, но он не пропадает окончательно.
  • Если ребенок видит ссоры и конфликты в семье, то о ни какой уверенности не может быть речь. В присутствие ребенкане решайте личные проблемы, ребенок должен быть уверен в крепости своей семьи. Помните о правильном формировании системы ценности и завышенных требования к ребенку, с которыми он сталкивает как дома, так и в детских учреждениях.
  • Если ребенок боится врачей, то с ним обязательно нужно советоваться и сообщаться заранее про визит к доктору. «Завтра утром бы идем в поликлинику, там доктор тебя послушает, посмотрит горлышко и проверит как здорово ты вырос». В кабинете у доктора не требуйте от ребенка стоять «по стойке» или громко здороваться с доктором. Дайте время осмотреться и привыкнуть к новому помещению, тогда осмотр пройдет мягко и благополучно. Если ребенок испугался и заплакал – помочь может только ваше искреннее утешение и участие в его ситуации. В данном случае внимание и материнская нежность – большие помощники.