^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе

По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30 % и более. Особое место среди таких детей занимают дети с ЗПР.  Не забывайте, что слабое соматическое и нервно-психическое здоровье дошкольников становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Выбирая для ребенка школу и программу начального обучения помните, что у Вас растет ребенок отличающийся некоторыми особенностями развития, требующий к себе повышенного внимания.

Рассмотрим факторы, оказывающие негативное влияние на формирование готовности к обучению в школе и развитие ребенка в целом:

1. Социальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» в семье, обществе в целом)

  • Дефицит общения с окружающими взрослыми, вследствие чего не обеспечивается стимуляция развития эмоциональных, познавательных процессов и речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности;
  • Травмирующее действие социальной микросреды, вызывающее состояние повышенной тревожности, вырабатывающее в характере ребенка пассивно-защитные свойства (робость, безынициативность, плаксивость) или, наоборот, защитно-агрессивные свойства (жестокость, упрямство, негативизм, грубость);
  • Отсутствие квалифицированного педагогического взаимодействия с ребенком, обеспечивающего развитие ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов развития.

2. Развитие ведущей и других, типичных для данного возраста, видов деятельности (игры, учения, элементов труда и т.д.)

  • Негативное влияние на развитие ребенка оказывает отсутствие полноценной, соответствующей его возрасту деятельности.

3. Состояние здоровья.

  • Наличие слабовыраженных нарушений центральной нервной системы препятствует нормальному функционированию мозга и задерживает его своевременное развитие. Это может выражаться в виде недостатков развития эмоционально-волевой и познавательной сфер.
  • Тяжелые заболевания в первые годы жизни либо хронические формы заболеваний с частыми обострениями приводят к нарушениям обменных процессов, что влечет за собой стойкую астению (низкий психический и физический тонус ребенка), и приводит к более стойкой задержке в развитии.

Не следует забывать, что реализация потенциальных возможностей развития ребенка зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к ребенку, с другой – от организации педагогического воздействия, учитывающего особенности ребенка.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР при поступлении в школу.

Оценивая интеллектуальную готовность к школе детей с ЗПР, следует отметить, прежде всего, низкую познавательную активность.  Снижение познавательной активности проявляется в ограничении запаса знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Восприятие как зрительное, так и слуховое, может быть недостаточно развито, внимание характеризуется низкой концентрацией. Для любого вида деятельности характерны повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение заданий. Большинство детей затрудняется в установлении причинно-следственных связей. На продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование) отрицательно сказывается малая дифференцированность движений кистей рук и пальцев. Задержка в развитии моторных функций сказывается при обучении письму.

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и переноса усвоенного на другие предметы при  выполнении последующих заданий.

Нарушения речи, связанные с недоразвитием звукопроизношения и слухового восприятия, снижением слухоречевой памяти проявляются в замене, искажении звуков, а позднее и букв при обучении чтению и письму. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечаются многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказываний.

Начало обучения в школе связано с изменением привычных для ребенка условий жизни и усложнением требований к уровню развития познавательной и эмоционально-личностной сфер. Поэтому от готовности ребенка к переходу на этот новый этап зависит и его дальнейшая успешность.

Более подробную информацию можно получить в  СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи по адресу 214004 г. Смоленск, ул. Неверовского, д.26