^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

 

Дорогие ребята и уважаемые родители, а так же любые взрослые небезразличные к судьбе детей и подростков!

Детский Телефон Доверия работает для Вас и ради Вас. Вы можете обратиться за помощью в любое время с понедельника по пятницу с 9.00-21.00, в субботу с 9.00-16.00. По вопросам, требующим экстренной психологической помощи: жестокое обращение, сексуальное насилие по отношению к ребёнку, суицидальные мысли или тяжелое эмоциональная состояния, любые сложные и экстренные ситуации, возникающие в жизни. Кроме этого вы можете обратиться на ДТД по вопросам детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, и любым другим вопросам, касающимся жизни и деятельности детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированными специалистами, абсолютно бесплатно, анонимно и конфиденциально, с любого телефона при любом тарифном плане из любой точки России! Звоните и Вам помогут. Наша помощь на расстоянии Вашего звонка.

Эта статья представляет собой краткий перечень основных факторов, помогающих определить тип вашего ребенка, а также приемов, которые помогут вам с ним общаться. Разумеется, речь идет о максимально близком приближении к «типичному образцу», а не о полном его соответствии – ведь в жизни не бывает «чистых типажей».

Кроме того, не надо забывать, что дети сильно меняются день ото дня, и в связи с внешними обстоятельствами, и в связи с настроением. Сегодня ребенок мил, послушен, готов сочувствовать и дружить. Завтра он ноет без перерыва, прилипчив, скандалит в всех вокруг третирует. Так что нельзя определять тип индивидуальности по отдельным проявлениям, необходимо смотреть на поведение в целом, за сравнительно долгий период.

 


И не падайте духом, если вам кажется, что нет никаких изменений к лучшему! Они появятся со временем. Иногда их трудно разглядеть так сразу, поэтому – будьте доброжелательны и терпеливы.

Высокочувствительные дети

Дети с высокой чувствительностью демонстрируют несколько типов поведения. Наиболее распространенные модели – тревожность и осторожность.

В младенчестве чувствительный ребенок не любит никаких перемен и в любой новой ситуации старается ни на шаг не отпускать от себя родителей. Он не стремиться расширить круг новых впечатлений, и напористым его никак не назовешь. В первые годы жизни такие дети могут страдать от непомерных страхов, их мучает беспокойство, и они застенчивы – и с ровесниками, и с незнакомыми взрослыми. Повзрослев, сохраняют тревожность и даже склонность к панике, они подвержены резким перепадам настроения и могут впадать в депрессию. В целом часто наблюдается закомплексованность, реактивность и ориентация на детали, подробности. Легко переутомляются от эмоционального межличностного общения.

Высокочувствительные дети обычно очень восприимчивы. Они реагируют на малейшие нюансы и изменения как в окружающей обстановке, так и в отношениях с людьми. Отлично считывают невербальную информацию – выражение лица, позу, интонацию. В этой связи склонны к фрагментарному восприятию того, что видят, слышат, переживают.

Чувствительные дети остро реагируют на прикосновения, звуки, запахи и т.п. У них бывают трудности пространственного восприятия (то есть им сложно обрабатывать информацию пространственного характера). Например, им ничего не стоит заблудиться. С трудом оценивают расстояние – мама вышла из комнаты, и ребенок не отдает себе отчет, пошла ли она на кухню или в другую страну. В результате они чувствуют себя незащищенными и очень не любят разлучаться с родителями.

Кроме того, у таких детей нередко встречаются проблемы с двигательным планированием – это отсутствие навыков, необходимых, чтобы выполнить серию последовательных действий, таких как надеть носки, бить ногой по мячу или писать предложение. Так что если ваш ребенок хорошо и складно разговаривает, но затрудняется выполнить ряд последовательных операций, будьте уверены – у него проблемы двигательного планирования. Он может быть очень внимателен, когда занят тем, что у него хорошо получается, но рассеян, если задача вызывает затруднения.

Внутренние переживания могут влиять на таких детей не меньше, чем внешние обстоятельства. Они очень эмоциональны. Зарыдать от разочарования, скакать до потолка от радости, пинать в ярости стены – обычное дело. Такая эмоциональная реакция в свою очередь отражается и на физическом состоянии. Ребенок может жаловаться на мышечные боли, боль в животе и т.п. Пубертатный период может стать особенно тяжелым, в частности из-за обилия новых ощущений.

Родители могут невольно усугубить ситуацию – если выберут стратегию маятника: то будут потакать ребенку во всем, то, наоборот, проявлять излишнюю строгость. Оптимальный вариант вашего поведения – ровная, неизменная поддержка и сопереживание; очень дружелюбно, но твердо установленные правила; одобрение и поощрение инициативы.

Самоуглубленный ребенок

Самоуглубленный ребенок производит впечатление апатичного, легко утомляющегося. Младенцем он казался тихим, спокойным, а возможно, даже унылым и не проявлял интереса ни к людям, ни к предметам. Вяло реагировал на прикосновения, звуки и другие раздражители. Дошкольником предпочитал пассивно сидеть в уголочке, а не исследовать мир вокруг себя. Исключительно требователен к соблюдению раз и навсегда установленных ритуалов. Подростки такого склада выглядят погруженными в свои мысли и, кажется, не слишком интересуются окружающей реальностью. Впрочем, богатое воображение и тяга к независимости могут обернуться большим плюсом, когда он повзрослеет.

В отличие от сверхвосприимчивых детей, самоуглубленные нуждаются в активных стимулах: надо пошуметь, как следует встряхнуть его, скорчить очень выразительную физиономию, изо всех сил раскачать качели – чтобы получить ответную реакцию.

Создается впечатление, что самоуглубленные, замкнутые дети предпочитают мир своих фантазий тому, что творится в реальности. Это не так, но если ребенок описываемого типа будет лишен сильных впечатлений и регулярного общения, он может полностью «уйти в себя».

Пониженный мышечный тонус, слабая координация и внимание создают определенные сложности. Ребенку нелегко дотянуться  до игрушки, бегать, прыгать и т.п. Возникают проблемы и с цепочками последовательных действий: рисовать, завязывать шнурки, подниматься по лестнице и пройти из конца в конец комнаты, ничего не обрушив по дороге.

У таких детей нередки ослабленное аудиовербальное восприятие и речевые проблемы (им трудно облекать мысли в слова). Она может заговорить позже, чем ее сверстники, а в дальнейшем с трудом выражать свои чувства и желания.

Нет ничего проще, чем до поры до времени не обращать внимания на все эти проблемы – самоуглубленные младенцы не слишком требовательны. Меж тем, они как никто нуждаются в активном общении, необходимо постоянно пробуждать их интерес и вовлекать в эмоциональный контакт. Если близкие такого ребенка и сами малоразговорчивы, скупы в жестах и вообще неэмоциональны, то ребенок может и вовсе утратить с ними душевную связь. Родителям нужно действовать энергично, искать малейшую возможность заинтересовать, пробудить, подбодрить ребенка и привить ему вкус и радость жизни.

Неуправляемый ребенок

Неуправляемый ребенок может быть протестным, упрямым и своевольным. О часто поступает ровно наоборот, чем его просят. Новое воспринимает в штыки – он приверженец установленного порядка. Зачастую склонен к перфекционизму и очень тщательному соблюдению норм.

Такие младенцы бывают нервозны, утомительно настырны и капризны. Начав ходить, то есть в том возрасте, когда все дети переживают период протеста и «большого нет», он куда агрессивней, упрямее и яростнее, чем большинство его сверстников. С другой стороны, он может иногда проявлять радостное жизнелюбие. Став старше, начинает спорить – со всеми и обо всем, бесконечно отстаивает собственную правоту и вообще собственное «я». В качестве модели поведения может избрать пассивный протест, либо избегать трудных ситуаций. В отличие от тревожного, осторожного ребенка, он не ведет себя хаотично, разбросанно, когда испуган или перенапряжен, но пытается удержать происходящее под контролем, настолько жестким, насколько возможно. При благоприятных обстоятельствах, то есть если его проявления умеренны, такие качества, как смелость, инициатива и энергичность в сочетании с перфикционизмом, могут сослужить ему самую добрую службу – и в учебе, и в работе.

У неуправляемого ребенка много общего со сверхчувствительными – та же повышенная реакция на раздражители, но у протестного куда лучше развито «пространственное восприятие». Он хорошо отдает себе отчет в том, что видит и слышит. Это позволяет ему сохранять эмоциональную стабильность.

Имеется большая опасность, что родители начнут впадать в ярость, пытаться его себе подчинить и воспитывать при помощи угроз и наказаний. Реакция более чем напрашивающаяся, но в корне не верная – она только увеличит проблемы, ребенок станет протестовать еще активней. Вести себя надо мягко, по-дружески, сопереживать и поддерживать, а все изменения и запреты вводить постепенно (избегая «борьбы за власть»). Чувство юмора и гибкий подход найдут самый благоприятный отклик.

Рассеянный ребенок

Невнимательным детям трудно подолгу усидеть на месте, сосредоточиться на чем-то одном. Беспокойные, неугомонные. Они перескакивают с пятого на десятое, от одного занятия к другому, и часто в итоге им ошибочно ставят диагноз СДВ (синдром дефицита внимания). Нередко создается впечатление, что они забывчивы и мало интересуются предметом разговора. Действительно, беседовать с ними бывает нелегко.

Есть разные причины, по которым дети бывают невнимательны и с трудом концентрируются. Каждая причина обуславливает ту или иную проблему с вниманием. У некоторых детей возникают сложности в обработке зрительной или слуховой информации, у других нарушена двигательная активность, у третьих реагентность. И тем, у кого повышенная, и тем, у кого пониженная реакция тяжело сосредоточиться. Например, детям, слабо реагирующим на зрительные сигналы, необходимы яркие, насыщенные образы, чтобы они заинтересовались, в противном случае они их попросту игнорируют.

Многих родителей раздражает тот факт, что ребенок рассеян. Вместо того, чтобы помочь ему компенсировать этот недостаток, они общаются с ним при помощи «надо» и «нельзя», не вступая в долгие разговоры и мало интересуясь причинами невнимания. Гораздо разумней подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он, во-первых, осознал причину своего поведения, а во-вторых, попробовал с вашей помощью его изменить. Очень часто невнимательность связана с проблемами в обработке информации. Но почти всегда можно восполнить слабые стороны: у ребенка может быть плохое аудиовосприятие, но сильное визуальное. Или наоборот. Со временем, когда ребенок научиться фокусировать внимание, его врожденные таланты проявятся с возрастающей силой.

Чрезмерно активный / агрессивный ребенок

Активный / агрессивный ребенок очень импульсивен и предпочитает реагировать на физическом уровне. Он не говорит, а делает. Очертя голову бросается во все тяжкие – сначала нырнет, потом оглядится. В школе обычно играет роль заводилы. Его легко расстроить и рассердить, он мгновенно переходит в атаку – дерется, пинает, щиплет и т.д., выражая таким образом свой гнев или добиваясь того, чего хочет. Если он получит правильное воспитание, то вырастет сильным, творческим человеком.

Легко возбудимый ребенок обычно страдает раскоординацией движений (что окружающие нередко принимают за агрессивность). Он может быть слабовосприимчив к тактильным ощущениям (и к боли), а потому нуждаться в повышенных стимулах такого рода и вообще в активном физическом контакте. Если  у него пониженный слух, то он предпочитает громкие звуки. Иногда встречаются проблемы с двигательным планированием.

Если вы, то стараетесь быть «хорошими» и излишне ему потакаете, то, устав от вечных скандалов, срываетесь и прибегаете к крайне жестким мерам, результат будет плачевным. Чем меньше внятности и, что очень важно, тепла и заботы получит такой ребенок, тем резче проявятся его природные наклонности. Только неуклонное, доброжелательное соблюдение правил и дружеская поддержка могут уменьшить агрессивность. Также необходимо развивать фантазию ребенка и учить выражать свои чувства словами. Он должен перейти к взаимодействию с миром на уровне идей, а не кулачного боя. Вовлекайте ребенка в общение, прививайте ему умение оценивать свои желания и поступки. Когда он станет разумно, ответственно подходить к тому, что делает, его энергия и сила характера превратятся из источника проблем в несомненные достоинства.

Не забывайте, что мало кто из детей полностью соответствует указанным типам личности. Ваш ребенок может сочетать два и более варианта. Базовые принципы отношения родителей к ребенку, такие как эмпатия и терпение, умение выслушать и понять его, помогут вам составить верное представление о его индивидуальности и выработать наиболее разумный, адекватный подход.