^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Педагог-психолог

Медведкова А.Ю.

Уже не вызывает сомнения тот факт, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития. Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.

Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.
Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода.
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Два основных компонента, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод это: непосредственное влияние окружающего мира (сенсорные способности плода): воздух, запахи, цвет и т. д.; эмоциональное восприятие окружающего мира матерью. В первом случае яркая картина будет влиять на плод как определенное цветовое пятно, а во втором – положительные эмоции мамы передадутся малышу вместе с гормоном счастья – эндорфином. Именно эмоции мамы являются определяющими для развития центральной нервной системы малыша, его мышления и памяти.

Удивительные сенсорные способности плода

Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы (от лат. sensus - чувство, ощущение). Органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Так зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения. Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и впитывает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет употреблять после рождения, и которая характерна для региона проживания родителей.

На сегодняшний день наиболее детально исследованы чувствительность и слух плода. Говоря о чувствительности, имеется в виду кожный покров. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матери - ее матки и брюшной стенки. Также плод активно воспринимает звуковую информацию. Часто родители отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в перинатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.

Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.

Эмоциональный след

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.

Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни. Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.

При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.

И все же беременным женщинам не следует испытывать особую тревогу по этому поводу, поскольку речь идет об очень сильных стрессах. Мы не берем в расчет быстро проходящее чувство тревоги, например, из-за вмятины на крыле автомобиля. Ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают тем, что ученные называют защитным щитом, предохраняющим ребенка: любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, экстремальных ситуациях. В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.

Родительская любовь  – рецепт рождения умных, смелых и талантливых детей. Важно искреннее, регулярное общение папы и мамы, с тем, кто находится внутри. Даже мимолетное поглаживание живота, поцелуй будущего папы или попытки поговорить с малышом сильно влияют на самочувствие и поведение крохи внутри. Он не оставляет такие проявления без внимания. Например, ученые отмечают что, если родители разговаривают с будущим ребенком, у того, как правило, раньше развивается речь, так как он безотчетно усваивает ряд звуковых сочетаний. Хорошо если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос.

Будущим родителям можно посоветовать как можно больше слушать музыку, классическую, звуки природы. Звуки, пусть искаженные, проникают к плоду и несут в себе определенную информацию. Музыка должна быть негромкая, без сильных низких звуковых колебаний, ласкающая слух матери, заставляющая «прислушиваться» к ней плод.

Полезно рисовать, используя все краски спектра. Таким образом, беременная женщина не только усиливает воздействие цвета на организм, но и творит. А любое творчество будущей мамы позитивно и полезно для внутриутробного развития малыша. Вообще, процесс созидания вызывает исключительный прилив положительных эмоций и все того же гормона счастья – эндорфина.

Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для «свидания» со своим будущим ребенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпением ждут его появления на свет и каким здоровым, красивым и сильным они хотят его видеть.

Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш.

Список используемой литературы:

  1. Безрукова О. Н. Влияние социально-психологических факторов на социальное здоровье беременной женщины
  2. Бертин А. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях.
  3. Бизина О.А., Волков В.Г. Психопрофилактика осложнений беременности на основе концепции позитивной психотерапии.
  4. Серз У. В ожидании малыша.