^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

«Копуши» - это дети, медлительные в действиях, в реакциях на слова взрослых, их нужно постоянно торопить, а при этом они затормаживаются еще больше, в детском учреждении они не укладываются во время, отведенное для выполнения заданий, другие должны их ждать. Говорят с паузами, на вопрос отвечают не сразу, за дело не возьмется, пока не подтолкнешь.


На подобную особенность часто жалуются родители, воспитатели. И, в самом деле, это часто осложняет жизнь, как семьи, так и детского коллектива.

Более всего страдают сами «копуши»: взрослые на них раздражаются, то и дело бранят и наказывают, дети не очень охотно принимают их в игры, а самое главное – они испытывают трудности в обучении. Это происходит не потому, что медлительные дети «глупее», хуже понимают – нет, среди них есть и очень способные, но принятый темп объяснений и показа учебного материала для них оказывается слишком быстрым. Эти дети трудно воспринимают новшества

Каждому человеку присущ какой-то свой темп движений, свой темп психической деятельности – его называют различно: «личный темп», «собственный темп». Он проявляется в больших индивидуальных различиях скорости, как простых двигательных реакций, так и сложных моторных актов, а также протекания различных форм умственной деятельности.

«Личный темп» связан с врожденными типологическими особенностями нервной системы человека. Темперамент – это характеристика человека со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Главной ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще не одному «копуше» (флегматику) не помогли стать быстрым.

Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить ребенка от всего, что требует усилий, немедленно приходить ему на помощь.

Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда. Таких детей надо чаще ставить в ситуации, требующие от них находчивости, расторопности, почаще хвалить. Для флегматика необходимы виды деятельности, требующие от него активности: занятия гимнастикой, подвижные игры, походы. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно ходить с ребенком в гости, давать поручения связанные с общением с людьми. Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может растянуться. Этому ребенку трудно не только начать, но и закончить дело. Следует заранее его предупредить о необходимости заканчивать работу, но не прерывать ее резко.