^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"


«Ребенок — гость в твоем доме: накорми, выучи и отпусти»

индейская пословица

В последнее время увеличилось число родителей, которые обращаются за помощью к специалистам с проблемой нежелания ребенка учиться. Если раньше с данной проблемой в большинстве случаев сталкивались родители детей подросткового возраста, то сейчас такие проблемы характерны даже для учеников первого класса.

 

Ребенок чаще всего не хочет учиться, потому что у него имеются какие-либо трудности, связанные со школьной жизнью. Для того чтобы он захотел учиться, необходимо найти причину этих трудностей. Причины нежелания учиться могут быть разными: от низкого уровня любознательности и школьной мотивации, чрезмерной нагрузки для школьника в освоении новых предметов, некорректных методов преподавания школьных учителей, неблагоприятной атмосферы в семье, физиологического состояния ребёнка  до обычного конфликта с учителем или с одноклассниками.

В первую очередь важную роль в процессе обучения ребенка играет его мотивация.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении ребёнка к различным видам деятельности, прежде всего к обучению, т.е. это ключ к успеху в учебе.

Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению:

  1. Познавательная мотивация  выражается в интересе к учебным предметам. В начальных классах встречается редко.
  2. Мотивация достижения успеха  выражается в желании хорошо и правильно выполнять задания. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей.
  3. Престижная мотивация  выражается в желании ученика учиться лучше одноклассников.
  4. Мотивация избегания неудач  выражается в старании детей избежать плохих оценок.
  5. Компенсаторная мотивация возникает в стремлении ребенка достичь успехов в какой – либо другой области  его деятельности, в случае, если не получается достичь успехов в учебе. (Например, ребенок достигает успехов в спортивной, художественной или иной деятельности при плохой успеваемости в школе).

Родителям необходимо формировать у ребенка внутреннюю мотивацию к  учебной деятельности (он должен хотеть учиться сам). Только в этом случае обучение будет успешным.

Формируя  мотивацию нужно соблюдать такт, осторожность и терпение,  иначе  можно получить противоположный от желаемого результат.  Родители должны проявлять корректность при оценке самостоятельных и домашних работ ребенка. Вначале необходимо отметить достоинства и заслуги ребенка, а потом указать на недочеты. Лучшей помощью родителей будет выступать постоянная поддержка и чуткость, готовность всегда понять и подсказать ребенку.

У ребенка не формируется мотивация и самостоятельность к обучению, если   родители сами учатся за него, укладывают портфель, отслеживают все домашние задания, делают уроки. Этого делать ни в коем случае нельзя.

Многим родителям кажется, что от того, насколько успешно учится чадо в школе, зависит тот факт, настолько обеспеченным и счастливым потом будет его будущее. Конечно же, доля правды в этом есть. Но стоит помнить также и о том, что важны не только оценки, которые у него будут по предметам, но и таланты, умения и навыки, которые останутся у него после того, как он закончит школу, которые помогут ему самостоятельно строить свою дальнейшую жизнь.

Начало «взрослой» школьной жизни для ребенка считается тяжелым стрессом, поэтому совмещение первого класса в школе и других кружков или  секций должно быть ограниченным. Ребенку необходимо оставлять немного свободного времени, чтобы он имел возможность отдохнуть, погулять,  а после — сделать уроки без спешки. При нарушении режима дня  могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем.

Родителям первоклассников нужно помнить, что сын или дочка могут концентрировать свое внимание на чем-то не более 15 минут. Поэтому, когда Вы делаете с ним уроки, после 15 минут занятий — прервитесь и обязательно отдохните, например, сделайте физическую зарядку. Можно просто попрыгать на месте раз 10, потанцевать под веселую музыку несколько минут. Начинать делать домашние задания лучше с письма. Хорошо также чередовать устные задания с письменными. Общая длительность таких занятий не должна превышать часа.

Очень действенным упражнением является так называемая смена ролей родителей и детей. Малыш может сыграть роль преподавателя, а Вы –  ученика. Старайтесь обращаться к наглядным и ярким примерам, контрастам – такие техники обязательно запомнятся ребенку, и они помогут воспроизвести выученное дома задание. Такая игровая форма позволит не только быстрее освоить или закрепить сложный материал, но и покажет ряд возможных проблем с учителем или его манерой обучения.

Телевизор, компьютер и любые занятия, которые требуют большой зрительной нагрузки, стоит проводить не более часа в день.

В течение первого года учебы ребенок особенно  нуждается в поддержке родителей. Ведь именно в этот период своей жизни он формирует свои личные отношения с учителями и одноклассниками. И если Вы хотите, чтобы из него вырос уверенный в себе и спокойный человек, обязательно хвалите его, поддерживайте, не ругайте за двойки и кляксы в тетради.

По утрам перед школой не надо резко будить ребенка, ведь он может начать испытывать чувство неприязни к маме, которая вечно тормошит, мучает его, стаскивает одеяло. Лучше всего научить школьника пользоваться будильником.

Если малыш все еще встает с трудом, не надо дразнить его «лежебокой» или ругать.… Создавайте атмосферу добра и теплоты, лучше включить погромче радио или любимую музыку ребенка, улыбнуться ему, поцеловать.

Помните о том, что если ребенка торопят, то он будет делать все еще медленнее. Это  естественная реакция организма, его оружие в борьбе с не устраивающим его распорядком.

После занятий в школе ребенку лучше отдохнуть. Поговорите с ним через какое-то время о том, как прошел его школьный день, если он не начнет сам Вам рассказывать.

Что касается времени перед сном, то младших школьников лучше всего укладывать спать самим родителям. Важно перед сном доверительно побеседовать с ребенком, успокоить его страхи, внимательно выслушать, показать, что Вы его понимаете и поддерживаете.

В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что важны не  оценки, которые приносит ребенок из школы, а знания, умения, навыки, которые он должен приобрести в школе для дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому с ребенком необходимо с раннего возраста выстраивать доверительные отношения, быть к нему внимательным, чтобы вовремя предотвратить возможные проблемы, которые могут возникнуть у него.