^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Полезные советы для первых встреч с приемным ребенкомИз «Правил создания приемной семьи…»  утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423.

«Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения)».

« Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приеную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии здоровья. Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений».

 Итак, Вы приняли решение принять ребенка в семью. Получили направление для посещения ребенка по месту его жительства в органах опеки и попечительства. Теперь поговорим о таком важном моменте, как первая встреча с ребенком. Вы выяснили максимально подробно все о ребенке: получили сведения о кровных родителях, его родственниках; о причинах, по которым ребенок остался без попечения родителей; информацию о нахождении в Центре для н/л, интернате, лечебных учреждениях с момента изъятия из семьи; изменения, которые происходили с ребенком в это время, интересы, хобби. Пообщались с психологом, вопитателем, учителями, медицинскими работниками, обсудили личность, привычки, особенности, проблемы и нужды ребенка. Расспросили их о том, как ведет себя ребенок в разных ситуациях; что огорчает его и что радует; чем увлекается и с кем дружит; что вызывает затруднения и как он на них реагирует; какие особенности характера может отметить каждый специалист и в чем они проявляются; как ребенок завязывает отношения с другими людьми и устойчивы ли эти отношения; выяснили вопрос о его состоянии здоровья, заболеваниях. Можно посмотреть фотографию ребенка. Возможно, Вам потребуется время для обдумывания решения о приеме этого ребенка. Бывают случаи, когда на данном этапе знакомства семьи решают, что этот ребенок им не подходит, или что они не смогут справиться с его проблемами.

Вы уже выяснили  все о ребенке,  решили, что хотите принять в свою семью именно этого ребенка. Вы нервничаете. А вдруг Вы не понравитесь ему? Дети тоже имеют право делать выбор. Передача ребенка в семью осуществляется с учетом его мнения, а с 10-летнего возраста передача ребенка в семью осуществляется только с его согласия. Вот и наступило время познакомиться. Что же делать, чтобы первая встреча прошла успешно?   Следует знать, что дети могут вести себя при первой встрече по-разному и иногда совершенно неожиданно для окружающих. Это зависит от особенностей нервной системы и черт характера ребенка. Кто-то может сразу назвать Вас мамой и папой, обнять Вас, поцеловать. Кто-то наоборот, будет бояться подойти поближе или плакать. Постарайтесь сохранять спокойствие. Старайтесь не обижаться на ребенка и не делайте преждевременных выводов, здесь Вам поможет предварительно собранная информация об особенностях характера ребенка и его личной истории. Сохраняйте нейтральный стиль общения. Обращайтесь к ребенку по имени. Представьтесь сами.

            При знакомстве с ребенком Вам помогут такие советы:

  • Желательно приходить на первое знакомство обоим супругам, тогда у ребенка сразу закладывается ощущение, что Вы – пара и вполне естественно, что и дома Вы вместе. Может случиться так, что ребенок испугается мужчины по той причине, что он не привык видеть мужчин вообще, так как в детских домах, в приютах, в интернатных учреждениях, как правило, работают одни женщины. Мужчина для таких детей – непонятное существо.  В таком случае он может уйти на второй план.
  • Знакомство с ребенком должно состояться там, где ребенок в большей степени ощущает себя в своих владениях.
  • Обоим супругам не стоит надевать яркую, броскую одежду, женщине лучше не делать яркий макияж, не использовать броских украшений. Одежда должна быть удобной, просторной, позволяющей играть и заниматься с ребенком.
  • Хорошо, если первые встречи будут проходить в присутствии специалистов детского учреждения, которым ребенок доверяет и в случае, если у Вас возникнут вопросы или непредвиденные ситуации Вы всегда можете обратиться к ним за помощью.
  • Не стремитесь сразу брать ребенка на руки,  не стоит при первой встрече прижимать ребенка к груди и шептать: «Наконец-то я тебя нашла сынок!», этим можно напугать его и  вызвать  беспокойство. Лучше в первый раз посидеть рядом с ним, пройтись по комнате, взяв его за руку, придержать рукой, поиграть, привлечь его внимание доброжелательной мимикой.
  • Если ребенок уклоняется от Ваших рук или стремится отойти на безопасное, с его точки зрения, расстояние, не припятствуйте. Как известно, насильно мил не будешь. Попробуйте заинтересовать его разговором, игрой.
  • Ни в коем случае не надо высоко поднимать на руках ребенка маленького возраста (до 1,5-3 лет). Обычно дети этого пугаются.
  • Совсем не стоит сюсюкать при разговоре с ребенком. Этим Вы к нему не приблизитесь, а общение приобретет  нарочитый, неестественный оттенок. Более старший ребенок может решить, что Вы передразниваете его. Помните, что Ваша поза и положение по отношению к ребенку – первые и самые сильные сигналы о том, насколько Вы готовы его слушать и слышать. Лучше, если взрослый наклонится или присядет и будет общаться с ребенком с уровня колен, так для малыша менее страшно. Говорите с ним о том, что ему интересно, повернитесь к нему лицом,  разговаривайте с ним, сохраняя контакт глазами, обращаясь «глаза в глаза». Соблюдайте дистанцию, комфортную для ребенка. Общайтесь с ребенком на одном уровне: сядьте на стул или на пол, присядьте на корточки, чтобы не «возвышаться» и не «нависать», ребенку неудобно смотреть на Вас снизу вверх. Избегайте большого количества вопросов к ребенку. Расскажите ему что-нибудь о себе или о своей семье.
  • Вероятно, запах табака детям знаком. Тем не менее, старайтесь не курить перед встречей. Также нежелательно пользоваться интенсивными духами и отдушками. После поездки в машине, чтобы запах выветрился, можно пару минут прогуляться на воздухе.
  • Можно принести с собой небольшую игрушку, книжку или что-то другое, подобранное с учетом возраста и пола ребенка, чтобы эта вещь напоминала ребенку о Вас; покажите фотографии вашего дома, семьи в разных ситуациях,  Кстати, все это могут отобрать другие дети. И ребенку, и Вам будет обидно, но таковы привычки детей в учреждении, вины их в том нет, у них все общее.
  • Не надо приносить продукты питания, скорее всего, их ребенку не дадут или косо будут смотреть на Ваше кормление. На то есть причины. Если Вам кажется, что питание однообразно и недостаточно, проконсультируйтесь с диетсестрой, иначе вместо помощи ребенку Вы рискуете вызвать у него расстройство желудка, аллергию, или диатез, каким бы качественным и полезным ни казался приносимый Вами продукт.
  • Возьмите ребенка на руки или посадите на колени и вдохните запах его тела. Прислушайтесь к своим ощущениям. Иногда приемные родители называют одной из причин отказа от ребенка непереносимость запаха его тела.
  • Не стоит затягивать первое посещение, чтобы не утомить ребенка и не утомиться самому. Попращайтесь с ребенком и никогда не обманывайте его, если он спросит, придете ли Вы еще. Не давайте ложных и невыполнимых обещаний: это может нанести ребенку травму и разрушить его доверие к взрослым.  Если вы не уверены, лучше честно скажите ему: «Не знаю».

Разумеется, часть сказанного относится к налаживанию отношений с детьми младшего возраста. Дети постарше чаще всего более любознательны и заинтересованы в персональном внимании взрослого. Однако большинство приведенных рекомендаций подойдут и для знакомства с более взрослыми детьми. Возможно, что Вам потребуются неоднократные встречи  с ребенком, и Ваша задача будет состоять в установлении полноценного контакта с ребенком, выработке у него доверия к Вам и желания общаться дальше.

 

Список литературы:

1) С. Н. Гринберг, Е. В. Савельева, Н. В. Вараева, М. Ю. Лобанова «Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги». – СПб.: Речь, 2007 г.

2) «Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах»  (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423);

3) «Настольная книга приемного родителя» Практическое пособие — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007;

 

 

Нестерова В.Д. –социальный педагог

Козлова О.А – социальный педагог