^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

 

Дорогие ребята и уважаемые родители, а так же любые взрослые небезразличные к судьбе детей и подростков!

Детский Телефон Доверия работает для Вас и ради Вас. Вы можете обратиться за помощью в любое время с понедельника по пятницу с 9.00-21.00, в субботу с 9.00-16.00. По вопросам, требующим экстренной психологической помощи: жестокое обращение, сексуальное насилие по отношению к ребёнку, суицидальные мысли или тяжелое эмоциональная состояния, любые сложные и экстренные ситуации, возникающие в жизни. Кроме этого вы можете обратиться на ДТД по вопросам детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, и любым другим вопросам, касающимся жизни и деятельности детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированными специалистами, абсолютно бесплатно, анонимно и конфиденциально, с любого телефона при любом тарифном плане из любой точки России! Звоните и Вам помогут. Наша помощь на расстоянии Вашего звонка.

Игра и воспитание ребенкаОдной из тенденций развития современного общества является необходимость быть успешным, конкурентоспособным, самодостаточным, креативным и уникальным. И мы активно начинаем развиваться и совершенствоваться, ища новые и новые способы соответствовать требованиям, предъявляемым к нам. Это рождает новые страхи и тревоги за наших подрастающих детей, которым придется справляться с возникающими трудностями, адаптироваться в социуме, демонстрирующем быстро изменяющиеся требования к новому поколению. Таким образом, формируется четкая установка на раннее развитие ребенка и раннюю подготовку к «большой жизни».  Родители, стремясь совместить внутреннее стремление воспитать «эффективную» личность и желание потратить на это как можно меньше своего собственного времени, отправляют ребенка возраста 2-3 лет на развивающие и обучающие занятия, подстраивая ритм ребенка под тот ритм, который удобен маме и папе. Ответственный родитель, стремится дать, как можно больше знаний ребенку – математики и письма, чтения и английского, рисования с пением, расписывая каждый час ребенка, выполняя по вечерам первые домашние задания и отправляясь с кружка на кружок.

Стоит отметить, что весь ранний и развивающий процесс при этом сопровождается оцениванием результатов развития и успеваемости ребенка, его сравнение с другими детьми или по группе или среди знакомых, не скрывая огорчения, раздражения и разочарования, если результаты ребенка не такие успешные, как им бы хотелось. К сожалению, эмоциональные переживания ребенка не воспринимаются, поскольку для родителей ребенок должен вырасти достаточно быстро и эти эмоции и чувства лишние.

Однако, необходимо запомнить,  что на протяжении всей жизни ребенка, начиная с момента его рождения, самым главным и необходимым является защита и забота родителя. Именно наличие этих двух составляющих позволяют ему успешно справляться с препятствиями и трудностями, не теряя веры в собственные силы и возможности, поскольку всегда есть к кому обратиться за эмоциональной поддержкой и ободрением. Кроме того, родитель должен понимать, что на этом этапе развития ребенка он является тренером, который показывает, как реагировать на эмоциональные и поведенческие проявления ребенка, как договариваться и как отвлекаться, как общаться с другими и выдерживать социальную дистанцию, как конфликтовать, уважая и не задевая другого и допустимы ли в отношениях с другими манипуляции. Тренирует проявления морально-нравственной и ценностной составляющей общения. Таким образом, ключевым моментом в развитии ребенка 3-5 лет является обучение различным моделей поведения. Малыши тренируются через подражание – наблюдая за тем, как значимые взрослые ведут себя при ссорах, отстаивая себя или стремясь принять единое решение, усваивают, что допустимо в отношении других. Если, например, в отношениях между близкими присутствует различного рода агрессия, ребенок усваивает ее, как естественную форму общения, естественный способ добиться желаемого или выразить свое возмущение или обиду. С помощью агрессии добивается желаемого и реагирует на отказы и запреты, или наоборот, учится уходить от конфликта, активно не позиционируя себя, избегая лишнего крика, наказания родителя, становясь податливым и удобным.

  Параллельно с освоением в семье новых моделей поведения, ребенок начинает, как игрок отрабатывать эти приемы со сверстниками и другими взрослыми – в детском саду, на детской площадке, в кругу друзей и бабушки в деревне. От того, насколько мобильны и гибки сами родители, насколько обладают альтернативными формами реагирования и проявления себя (способны к сотрудничеству, компромиссу, когда необходимо избеганию и противостоянию, принятию критики и исправлению собственных ошибок, умению просить прощения и прощать, принимая себя и других и т.д.), настолько и адаптивными будут дети, справляясь с трудностями во взаимодействии с окружающими и миром в целом. 

Говоря об интеллектуальном развитии ребенка 3-5 лет, ни для кого не секрет, что ведущим видом деятельности ребенка является игра – предметно-манипулятивная и сюжетно-ролевая. Наиболее интересной является сюжетно-ролевая,  в которой ребенок отражает то, что видит вокруг – внутрисемейные отношения, характер отношений в детском саду, игры в больницу и магазин. Но учитывая, стремления родителя вложить в ребенка, как можно больше знаний и умений (развивающие занятия, обучающие кружки, освоение гаджетов и интернета), у ребенка не остается времени для свободной игры.  Именно через свободную игру  можно познать математику, если складывать в корзину воображаемые продукты в воображаемом магазине, чтобы приготовить воображаемый пирог; можно перед телевизором петь английские песни, танцуя и представляя, что он рок-звезда, запоминая интонации и произношение; можно слушать, как мама, увидев на улице бабочку, рассказывает о насекомых и чтобы их лучше запомнить; играя в песочнице с ребятами можно узнать, что если кидаться песком, попадешь в глаза и будет больно, а если пройдет дождик, то из мокрого песка легче строить песчаные замки.

Возраст 3-5 лет является благодатным для освоения и изучения окружающего мира, ребенок активен и любознателен, легко осваивает и запоминает всю ту информацию, которая  приходит к нему. И если мы, как родители, внимательны к тому, что необходимо ребенку в этом возрасте, чувствительны к его потребностям, если мы умеем сочетать игру и познание, то развитие ребенка, является для него не ежедневным трудом, а увлекательным занятием. Главное не подавить его собственную инициативу к получению нового знания.

 

Педагог-психолог  Селезнева Ю.А.