^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

 

Дорогие ребята и уважаемые родители, а так же любые взрослые небезразличные к судьбе детей и подростков!

Детский Телефон Доверия работает для Вас и ради Вас. Вы можете обратиться за помощью в любое время с понедельника по пятницу с 9.00-21.00, в субботу с 9.00-16.00. По вопросам, требующим экстренной психологической помощи: жестокое обращение, сексуальное насилие по отношению к ребёнку, суицидальные мысли или тяжелое эмоциональная состояния, любые сложные и экстренные ситуации, возникающие в жизни. Кроме этого вы можете обратиться на ДТД по вопросам детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, и любым другим вопросам, касающимся жизни и деятельности детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированными специалистами, абсолютно бесплатно, анонимно и конфиденциально, с любого телефона при любом тарифном плане из любой точки России! Звоните и Вам помогут. Наша помощь на расстоянии Вашего звонка.

Педагог – психолог М.Ю. Жерибор 

Проблема детей-сирот – одна из самых актуальных в современном обществе. В Смоленской области также как и в других регионах Российской Федерации, традиционная система общественного (интернатного) воспитания детей по­степенно заменяется системой семейного воспитания, увеличивается количество семей, принимающих детей-сирот на воспитание.

 

Тем не менее, существует серьезная проблема возвратов детей из приемных семей в государственные учреждения, что в первую очередь  связано с неподготовленностью приемных родителей к новой роли и к тем изменениям, которые происходят в жизни замещающих родителей и членов их семей. Наш опыт показывает, что, к сожалению, далеко не все граждане, изъявившие желание взять в семью на воспитание ребенка-сироту, имеют реалистичное представление об особенностях этих детей, о тех необходимых знаниях, умениях, которые необходимы при воспитании детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Все это приводит к тому, что у приемных детей не формируется привязанность к новым родителям, возникают трудности в общении с членами приемной семьи, конфликты, на этой почве – обострение личностных и поведенческих проблем. Оказавшись перед лицом трудностей, некоторые приемные родители вынуждены принимать тяжелое решение – отказаться от ребенка. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости подготовки семьи к принятию ребенка-сироты на воспитание.

Психолого-педагогическая подготовка кандидатов дает возможность оценить свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к изменениям в жизни, связанные с приходом ребенка.

Люди, желающие стать замещающими родителями, должны иметь полное представление об этой роли, так же как о правах и обязанностях, связанных с замещающим воспитанием.

В связи с изменениями в порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, изменилось содержание программы и форма ее прохождения.  В Смоленской области программа подготовки рассчитана на 63 академических часа, включает в себя: индивидуальное собеседование, психологическую диагностику не менее 45 академических часов тренинга, итоговую аттестацию.

В нашем Центре подготовка кандидатов в замещающие родители проводится с 2007 года, наработан большой опыт в подготовке и сопровождении замещающих семей (опекунов, приемных родителей и усыновителей).

В программе подготовки раскрываются следующие темы:

- юридические аспекты замещающего родительства;

- представление  о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей;

- особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению;

- последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- семья как система. Родительские и профессиональные роли приемной семьи;

- основы семейного воспитания;

- адаптация ребенка и приемной семьи

- управление «трудным» поведение приемного ребенка.

Основная подготовка осуществляется в форме групповых тренинговых занятий.

Тренинг – это наиболее эффективная возможность для кандидатов осознать свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к изменениям в жизни, которые происходят после принятия ребенка. В группе взрослые способны эффективно учиться друг у друга, опыт другого человека позволяет расширять свое видение. Групповая работа дает широкие возможности для ролевых игр, для дискуссий, для работы с чувствами кандидатов. Работая в группе, человек проявляет себя так, как обычно ведет себя в общении с людьми, общении в семье. Это помогает в осознании своих потребностей, ожиданий и возможностей, рисков и ресурсов своей семьи. Кроме того, группа подготовки в дальнейшем становится группой поддержки, ее участники поддерживают контакт и помогают друг другу. В ходе тренинга кандидаты, пережив и прочувствовав ситуации, которые могут возникнуть в будущем, имеют возможность более реально оценить свои силы и способности и более взвешенно и осмысленно принять решение о том, какого ребенка они смогут принять в свою семью, а с каким они не справятся. Возможно, они осознают, что не готовы воспитывать чужого ребенка. Для всех участников процесса лучше, чтобы кандидаты отказались от своего намерения на этом этапе, то есть до знакомства с ребенком.

Важно отметить, что очень эффективно, когда в подготовке участвуют оба супруга. Часто женщины берут на себя практически всю подготовительную работу при приеме ребенка (взаимодействие с органами опеки, сбор документов и т.д.), а мужчины бывают в роли сторонних наблюдателей. Опыт показывает, что адаптация при появлении ребенка в семье, успешнее проходит, когда оба супруга прошли подготовку. В ходе тренинговых занятий, супруги получают возможность взглянуть друг на друга по-новому, получить поддержку, вместе обсудить важные вещи, которые касаются жизни всей семьи.

В течение прохождения обучения, кандидаты и члены их семей имеют возможность получать индивидуальные и семейные консультации.

Воспитание ребенка сироты или ребенка оставшегося без попечения родителей – это сложная и благородная работа. Ведь это не просто использование набора технологий воспитания, это - работа вашей души.

Предлагаем вам познакомиться с книгами, которые помогут вам приблизиться к этой теме – теме появления в вашей жизни приемного ребенка.

Л. Петрановская «Минус один? Плюс один! Приемный ребенок в семье»

Л. Петрановская «Дитя двух семей»

Отзывы участников о подготовке в Школе принимающего родителя:

 

На занятиях было очень интересно, время проходило быстро, непринужденно. Я очень довольна, что прошла обучение ... мы рассматривали различные жизненные ситуации, находила ответы. Хочу сказать огромное спасибо всем тем, кто работает в Школе принимающего родителя….

 

Валентина, 53 года

 

….Обучение проходило в очень необычной, интересной, игровой форме. Занятия проходили быстро. Ведущие – профессионально в доступной форме рассказывали теоретическую часть, совместно обсуждали темы. Обсуждения были совместные, каждый мог высказать свое мнение….

Ольга, 34 года

 

….Обучение проходило в теплой, дружной обстановке. Занятия проходили динамично. Я узнал для себя много нового о семейных формах устройства детей….

Сергей, 39 лет

 

…Занятия проходили быстро, познавательно, интересно. Я получил знания о  воспитательном процессе, расстановке жизненных приоритетов. Кандидатам в приемные родители/усыновители рекомендую пройти обучение, тем самым расширить свой кругозор, узнать больше об адаптации ребенка в приемной семье…

Дмитрий, 39 лет

 

…На занятиях получил больше знаний, чем имел о детях, которым нужна теплота семейной жизни. Занятия проходили довольно интересно. Много из услышанного приходилось обдумывать после занятий…

Андрей, 50 лет

 

…Обучение проходило необычно. Занятия мне очень понравилось. Я почерпнула много нового, полезного для себя. Психологи очень доброжелательные, внимательные.

Светлана, 52 года

 

…Обучение очень понравилось… получила много знаний, умений очень необходимых для жизни. Интересна была форма проведения занятий…в процессе я стала больше прислушиваться к себе, своим чувствам и лучше понимать чувства ребенка…

Наталья, 38 лет

 

…Замечательные занятия! Можно было бы увеличить срок обучения…

Александр, 39 лет