^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

В этом тесте вам предстоит ответить на вопросы об отрицательных эмоциях – грусти, страхе и гневе, которые испытываете вы и ваши дети. Отметьте ответ, наиболее точно соответствующий вашему мнению. Постарайтесь ответить на все вопросы (П = Правильно, Н= Неправильно).

1.       

На самом деле у детей мало поводов для грусти

П

Н

2.       

Я думаю, что если гнев находится под контролем, то испытывать его вполне нормально

П

Н

3.       

Дети, которые демонстрируют свою грусть, просто хотят, чтобы взрослый пожалел их

П

Н

4.       

Когда ребенок злится, нужно сделать короткий перерыв

П

Н

5.       

 

Когда моему ребенку грустно, он начинает плохо себя вести

П

Н

6.       

Когда моему ребенку грустно, он ждет, что я исправлю мир и сделаю его совершенным

П

Н

7.         

При моем ритме жизни у меня нет времени на печаль

П

Н

8.       

Гнев является опасным состоянием

П

Н

9.       

Если игнорировать печаль ребенка, то она проходит сама собой

П

 

10.   

Гнев обычно означает агрессию

П

Н

11.   

Дети часто изображают печаль, чтобы добиться своего

П

Н

12.   

Я думаю, что пока печаль под контролем, то все нормально

П

Н

13.   

Грусть нужно преодолеть, пережить, а не зацикливаться на ней

П

Н

14.   

Я не против того ,чтобы поговорить с ребенком о грусти, если это не тянется слишком долго

П

Н

15.   

Мне больше нравятся веселые дети, чем постоянно взволнованные

П

Н

16.   

Когда мой ребенок расстроен, это хорошее время, чтобы начать решать проблемы

П

Н

17.   

Я помогаю своим детям, быстро справиться с грустью, чтобы они могли начать заниматься более приятными вещами

П

Н

18.   

Я не считаю , что если мой ребенок печален ,то его можно чему-то научить

П

Н

19.   

Я думаю, что дети грустят из-за того, что придают слишком большое значение отрицательным сторонам жизни

П

Н

20.   

Когда мой ребенок злится, он превращается в настоящего негодника

П

Н

21.   

Когда мой ребенок злится, я устанавливаю ограничения

П

Н

22.   

Когда мой ребёнок грустит, это означает, что он хочет привлечь к себе внимание

П

Н

23.   

Гнев – это эмоция, которая стоит того, чтобы ее изучить

П

Н

24.   

Чаще всего дети злятся из-за незрелости и отсутствия понимания

П

Н

25.   

Я пытаюсь изменить гнев своего ребенка на жизнерадостность

П

 

26.   

Вы должны выражать свой гнев который чувствуете

П

Н

27.   

Когда мой ребенок расстраивается, это шанс с ним сблизиться

П

Н

28.   

На самом деле у детей почти нет поводов для гнева

П

Н

29.   

Когда мой ребенок грустит, я стараюсь помочь ему понять, что именно его расстраивает

П

Н

30.   

Когда мой ребенок грустит, я показываю ,что понимаю его

П

Н

31.   

Я хочу, чтобы мой ребенок испытывал печаль

П

Н

32.   

Важно объяснить, почему ребенок испытывает печаль

П

Н

33.   

Детство - это счастливое время, так что ребенок не должен грустить или сердиться

П

Н

34.   

Когда мой ребенок грустит, мы садимся и говорим о грусти

П

Н

35.   

Когда мой ребенок грустит, я стараюсь помочь ему выяснить причину

П

Н

36.   

Когда мой ребенок злится, это возможность с ним сблизиться

П

Н

37.   

Когда мой ребенок злится, я пытаюсь испытать это чувство вместе с ним

П

Н

38.   

Я хочу, чтобы мой ребенок испытывал гнев

П

Н

39.   

Я думаю, это хорошо, когда дети иногда сердятся

П

Н

40.   

Важно понять, почему ребенок испытывает гнев

П

Н

41.   

Когда моя дочь грустит, я предупреждаю ее, что у нее плохой характер

П

Н

42.   

Когда мой ребенок грустит, я бес покоюсь, что она станет пессимистом

П

Н

43.   

Я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное

 

Н

44.   

Единственное, что можно  сказать о печали, - это то, что выражать ее – совершенно нормально

П

Н

45.   

Я не уверен, что можно что-то сделать, чтобы избавиться от печали

П

Н

46.   

Для расстроенного ребенка можно сделать немного, разве что утешить

П

Н

47.   

Когда мой ребенок грустит, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что

П

Н

48.   

Когда мой ребенок грустит, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет

П

Н

49.   

На  самом деле  не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о гневе

П

Н

50.   

Единственное, что можно сказать о гневе, - это то, что выражать его – совершенно нормально

П

Н

51.   

Когда мой ребенок злится, я стараюсь с пониманием относится к его настроению

П

Н

52.   

Когда мой ребенок злится, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что

П

Н

53.   

Когда мой ребенок злится, я не совсем понимаю, чего он ждет от меня.

П

Н

54.   

У моего ребенка плохой характер, и меня это беспокоит

П

Н

55.   

Я считаю ,что ребенок не должен показывать гнев

П

Н

56.   

В гневе люди себя не контролируют

П

Н

57.   

Дети выражают гнев в приступе ярости

П

Н

58.   

Дети сердятся, чтобы им иметь возможность идти своим путем

П

Н

59.   

Меня беспокоит ,что ,когда мой ребенок злится, он склонен все разрушить

П

Н

60.   

Если вы позволите детям испытывать гнев, то они будут думать, что всегда смогут поступать ,как хотят

П

Н

61.   

В гневе дети никого не уважают

П

Н

62.   

Когда дети злятся, они выглядят забавно

П

Н

63.   

Обычно гнев мешает делать правильные выводы, и я делаю то, о чем впоследствии жалею

П

Н

64.   

Если мой ребенок злится, значит настало время решить проблему

П

Н

65.   

Когда мой ребенок злится, я думаю, что пришло время его отшлепать

П

Н

66.   

Когда мой ребенок злится, моя задача – немедленно это прекратить

П

Н

67.   

Я не придаю большего значения гневу ребенка

П

Н

68.   

Когда мой ребенок злится, я не воспринимаю это слишком серьезно

П

Н

69.   

Когда мой ребенок злится, я чувствую, что сейчас взорвусь

П

Н

70.   

Гневом ничего не добьешься

П

Н

71.   

Выражение гнева вызывает у ребенка сильное возбуждение

П

Н

72.   

Гнев ребенка очень важен

П

Н

73.   

Дети имеют право испытать гнев

П

Н

74.   

Когда мой ребенок сходит с ума, я просто выясняю причину

П

Н

75.   

Важно помочь ребенку понять, что вызвало его гнев

П

Н

76.   

Когда мой ребенок злится на меня, я думаю: «Я не хочу это слышать»

П

Н

77.   

Когда мой ребенок злится на меня, я думаю: «Если бы он мог просто научиться быть гибким»

п

Н

78.   

Когда мой ребенок злиться, я думаю: «почему она не может принимать вещи такими, какие они есть?»

П

Н

79.   

Я хочу, чтобы мой ребенок злился, чтобы он мог за себя постоять

П

Н

80.   

Я не придаю большого значения печали моего ребенка

П

 

81.   

Когда мой ребенок злится, я хочу знать, о чем он думает

П

Н

 

 

Как интерпретировать ваши баллы

Отвергающий:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

1, 2, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 24, 25, 28, 33, 43, 62, 66, 67, 68, 76, 77, 78, 80.

Разделите сумму на 25. Это ваши баллы по отвергающему типу.

Неодобряющий:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

3, 4, 5, 8, 10, 11, 20, 21, 22, 41, 42, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 65, 69, 70.

Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по неодобряющему типу.

Невмешивающийся:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

26, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53.

Разделите сумму на 10. Это ваши баллы по невмешательству.

Эмоциональный воспитатель:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

16, 23, 27, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 51, 64, 71, 72, 73, 74, 75, 79, 81.

Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по эмоциональному воспитанию.

 

Сравните четыре полученных оценки. Чем выше ваши баллы по одному из стилей, тем более вы к нему склонны. Теперь перейдите к маркированным спискам ниже, где даны краткие описания стилей воспитания и пояснения, какое влияние они оказывают на поведение детей. После них я привожу расширенные описания для каждого из стилей. Данные, на которых они основываются, были получены в ходе интервью с родителями детей четырех-пяти лет, принимавшими участие в нашем исследовании, а также из рассказов матерей и отцов, посещавших мои семинары по воспитанию. Читая их, подумайте о ваших взаимоотношениях с детьми, отмечая, что совпадает или отличается от вашего стиля воспитания. Попробуйте вспомнить собственные детские переживания. Как относились к эмоциям в доме, где вы выросли? Какова была философия вашей семьи в отношении эмоций? Считали ли ваши родители печаль и гнев естественными проявлениями? Уделяли ли они внимание членам семьи, которые чувствовали себя несчастными, испытывали страх или злились? Использовали ли они такие моменты, чтобы оказать друг другу поддержку, дать рекомендации и помочь решить проблемы? Или гнев всегда рассматривался как потенциально разрушительная эмоция, страх – как трусость, а печаль – как жалость к себе? А может, в вашей семье было принято скрывать эмоции как непродуктивные, легкомысленные, опасные или расценивать их как потворство собственным слабостям? Эти воспоминания могут быть полезны при оценке своих сильных и слабых сторон как родителей.

Имейте в виду, что многие семьи могут придерживаться смешанной философии – то есть их отношение к выражению эмоций может меняться в зависимости от того, о какой эмоции идет речь. Например, родители могут считать, что время от времени грустить – это  нормально, а проявления гнева неуместны или опасны; и напротив, ценить гнев своих детей, видя в нем проявление уверенности в себе, а страх или грусть считать трусостью или ребячливостью. Кроме того, в семье могут существовать разные стандарты для разных членов.

Например, родители могут считать, что гнев сына и уныние дочери – это нормальные эмоции, но никак не наоборот.

 

Четыре стиля воспитания

 

Отвергающий родитель

 

  • считает чувства ребенка неважными и несущественными
  • не интересуется или игнорирует чувства ребенка
  • хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли
  • для прекращения эмоции часто использует отвлечение
  • может высмеять или не придать значения эмоции ребенка
  • считает детские чувства иррациональными, поэтому с ними не считается
  • проявляет мало интереса к тому, что ребенок пытается ему сказать
  • мало знает о своих и чужих эмоциях
  • чувствует себя неуютно, боится, испытывает беспокойство, раздражение, боль, когда

ребенок выражает сильные эмоции

  • боится выпустить эмоции из-под контроля
  • больше интересуется, как справиться с эмоцией, чем смыслом самой эмоции
  • считает отрицательные эмоции вредными
  • считает, что концентрация на отрицательных эмоциях еще больше усугубляет ситуацию
  • не знает, что делать с эмоциями ребенка
  • видит в эмоциях ребенка требование все исправить
  • считает, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой приспособленности

ребенка

  • считает, что негативные эмоции ребенка плохо влияют на его родителей
  • минимизирует чувства ребенка, преуменьшая события, которые вызвали эмоцию
  • не решает с ребенком проблемы; считает, что со временем они сами разрешатся

 

Влияние этого стиля на детей: дети узнают, что их чувства неправильные, неуместные и безосновательные. Они могут решить, что у них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмоции.

 

Неодобряющий родитель

 

Поведение родителей этого типа во многом сходно с отвергающим, но они относятся к эмоциям еще более негативно. Неодобряющий родитель:

  • судит и критикует эмоциональные выражения ребенка
  • совершенно уверен в необходимости введения границ для своих детей
  • подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения
  • делает выговоры, проявляет строгость и наказывает ребенка за выражение эмоций

вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет

  • считает, что выражение отрицательных эмоций должно быть ограничено по времени
  • считает, что отрицательные эмоции должны контролироваться
  • считает, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере
  • считает, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбе за власть
  • считает, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить, дети должны быть эмоционально холодными
  • считает отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой времени
  • считает, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не следует разбрасываться
  • озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших

Влияние этого стиля на детей: такое же, как при отвергающем стиле.

 

Невмешивающийся родитель

 

  • свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка
  • предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства
  • мало рассказывает, как нужно себя вести
  • не помогает ребенку справиться с эмоциями
  • все разрешает; не устанавливает ограничений
  • не помогает детям решать проблемы
  • не учит детей способам решения проблем
  • считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить
  • считает, что управление негативными эмоциями построено по законам физики;

высвободите эмоции – и работа сделана

Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать свои эмоции; у них

есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хужеладят с другими детьми.

 

Эмоциональный воспитатель

 

  • расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения
  • легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают
  • осознает и ценит собственные эмоции
  • считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия
  • чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются
  • не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать
  • уважает эмоции ребенка
  • не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка
  • не говорит, как ребенок должен себя чувствовать
  • не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы
  • использует эмоциональные моменты, чтобы:
  • выслушать ребенка
  • посочувствовать и успокоить его словами и лаской
  • помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает
  • предложить варианты урегулирования эмоций
  • установить границы и научить приемлемому выражению эмоций
  • выработать навыки решения проблем

 

Влияние этого стиля на детей: дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.

 

Материалы взяты из книги Д.Готтман, Д. Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка» Практическое руководство для родителей, Москва, «Манн, Иванов и Фербер», 2016 -269с.