^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

 

Дорогие ребята и уважаемые родители, а так же любые взрослые небезразличные к судьбе детей и подростков!

Детский Телефон Доверия работает для Вас и ради Вас. Вы можете обратиться за помощью в любое время с понедельника по пятницу с 9.00-21.00, в субботу с 9.00-16.00. По вопросам, требующим экстренной психологической помощи: жестокое обращение, сексуальное насилие по отношению к ребёнку, суицидальные мысли или тяжелое эмоциональная состояния, любые сложные и экстренные ситуации, возникающие в жизни. Кроме этого вы можете обратиться на ДТД по вопросам детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, и любым другим вопросам, касающимся жизни и деятельности детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированными специалистами, абсолютно бесплатно, анонимно и конфиденциально, с любого телефона при любом тарифном плане из любой точки России! Звоните и Вам помогут. Наша помощь на расстоянии Вашего звонка.

Эта статья посвящена  детям, которые за свою маленькую жизнь, успели пережить  цепь тяжелых событий,  и их  родителям и специалистам (учителям, воспитателям, врачам, психологам и т.д.).

На сегодняшний день известно, что любая травма ребенка, чревата последствиями как долгосрочными, так и краткосрочными. Но в независимости от сроков последствий ребенок уже никогда не будет таким как прежде и это должен понимать каждый взрослый, который находится рядом!!!

Будьте внимательны к детям!!!

Детские травмы, как и  взрослые, могут быть разными,  это может быть катастрофа или смерть близкого человека, пережитое насилие или несчастный случай. Готфрид Фишер выделил четыре признака травмы:

  1. Возвращающиеся, навязывающиеся воспоминания у ребенка.
    2. Постоянно повторяющееся поведение. В «травматической игре» дети постоянно проигрывают травматическое событие. Часто дети не осознают связь между игрой и произошедшим событием. 
    3. Страхи. Они исходят из травматической ситуации и снова всплывают, если что-то напоминает о травме.
             4. Изменённое отношение к людям, жизни и будущему. Потеря доверия и негативные ожидания от жизни. 

Не каждый ребенок готов открыто говорить о том, что с ним произошло, даже наоборот большинство детей испуганы, испытывают стыд, негодование, злость и вину за все события берут на себя, что вызывает у них определенные поведенческие реакции.    После травмы для детей характерно поведение, которое ранее не наблюдалось. Как только ребенок пережил травмирующую ситуацию, он пытается контролировать все: свои эмоции, свое поведение, поведения взрослого. Если ребенок был послушным, ласковым, и вдруг его поведение резко поменялось, он стал расторможенным, протестным, активным, раздражающим или, наоборот, стал более задумчивым, замкнутым, «не таким как всегда». Родители обратите на это внимание, просто аккуратно поговорите с ребенком или приведите его к специалистам.

         Как помочь ребенку, который пережил травму? В первую очередь успокойтесь сами! Поддерживайте всё, что восстанавливает чувство защищённости и надёжности у вашего ребёнка. Ваши чувства тревоги и беспокойства передается ребенку, если вы спокойны, то спокоен ребенок. Постарайтесь принять чувства ребёнка, не оценивая и не запрещая при этом каких-либо его реакций. Не говорите ему «тебе нельзя плакать», если он грустный, разгневанный, испуганный, или если у него что-то болит. Напротив помогите ему воспринять и выразить свои чувства. Травма – это опасное «место разрыва», в котором происходит раскол разума и чувства, тела и души или частей нашего собственного «Я». «Плохие части» тела или «плохие чувства» со временем просто перестанут нам принадлежать, они станут чужими. Вы можете предотвратить это «раздвоение» и поддержать процесс воссоединения самосознания вашего ребёнка, если вникните в его чувства.

Что могут сделать родители? Вы можете поверить своему ребенку и не отвергать его. Ребенок должен высказаться, ему это просто необходимо. Не осуждайте за  поступки и не преуменьшайте его чувства и эмоции.

 Предпринимайте всё, что усиливает собственную инициативу ребёнка и его активное участие в ситуациях, которым он был ранее пассивно предоставлен. 

Открытость и доверительная атмосфера в семье, включая соответственное возрасту эмоциональное воспитание. Если в семье принято, открыто разговаривать, если дети не боятся близких взрослых,  то они откроются и  расскажут о своих тревожных чувствах родителям. Ребёнок сможет легче переосмыслить произошедшее событие, если он будет чувствовать любовь и поддержку своей семьи. 

 

Михайлова О.Ю.,

руководитель отдела психолого-

педагогической и медико - социальной помощи

детям, нуждающимся в государственной

защите и семьям