^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Быть мамой и папой - это профессия, которая требует опыта, которую надо постигать шаг за шагом. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, которые сменяются победами.

Отец и мать выполняют разные функции воспитания, но они одинаково важны для благополучного развития ребенка.

Мама  в жизни ребенка – это сама природа, то, что питает, защищает, учит сосуществовать со всем в гармонии, учит терпению, своевременности. В самом начале жизни младенца мать должна, полностью заботиться о нем, осуществлять хороший уход, тем самым она будет закладывать основы его душевного и физического здоровья. Мать выполняет функцию адаптации ребенка к окружающему миру. Это означает, что мама должна формировать у ребенка навыки гигиены, самообслуживания, самостоятельности, умение доверять окружающему миру. Если же у ребенка отмечаются проблемы с окружающим миром, со сверстниками, общением, трудности в доверии, то это проблемы мамы, которая, например, в свое время  не смогла сформировать в младенчестве у малыша чувство базового доверия  к окружающему мире, либо уделяла мало ему внимания.

В то время как материнство ассоциируется с гармонией, отец – это энергия действия, познания, завоевания.  Мужская энергия способна научить ребенка познавать, стремиться к достижению чего-либо, преодолевать себя и свои сложности, а также жизненные препятствия на пути к цели, отец является источником познания для ребенка. Проблемы у ребенка с иммунитетом, с учебой, недостаточной активностью или склонность к высокой агрессии – это проблемы с папой, то есть либо у ребенка нехватка отцовского внимания, либо искаженное участие  отца в воспитании.

Важно знать, что отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Согласно  М. Мид, отцовство является социальным изобретением. Оно появилось позднее института материнства, когда на заре человеческой истории самцы столкнулись с необходимостью кормить самок и детенышей. Эта функция и поныне является определяющей для мужчин во всем мире. Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей. Психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.

 

          Отцы и дети: с чего начинается понимание

Установление контакта младенца с отцом начинается с первых дней жизни ребенка. По результатам психологических исследований, младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечаются единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.

Однако психологи отмечали также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом они играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине... Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы при виде отца тянутся к нему и поднимают брови: «Раз папа здесь, будем играть».

Отцы, у которых установились крепкие эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своих детей, которые больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение. Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

 

 Влияние отца на  развитие ребенка

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включеных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери — отрицательное. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

 

Женское и мужское начало

Женское и мужское начало культивируется у мальчиков и девочек в общении с папой. Мальчик получает пример мужественности и осознания себя как защитника женщины, детей и семьи в целом, а девочка позиционирует себя более женственной и хозяйственной, у нее формируется представление о мужчине, в общем, и его отношении к слабому полу. В подростковом возрасте начинается половая идентификация у ребенка. В этот период очень важно, когда мальчик начинает воспитываться папой, а девочка мамой.

Советы папам

Для того чтобы ребенок был привязан к папе не меньше чем к маме, отцу стоит с самого первого дня находить контакт со своим малышом. Кормление, переодевание, купание, совместная игра – все эти действия направлены на установление связей. Если папа постарался и уделял много времени своему ребенку в первые пару лет жизни, то в дальнейшем они будут иметь множество точек соприкосновения и с легкостью найдут общий язык.

Хорошо заводить общее дело, и пусть ребенок будет активным участником и помощником. Если у отца с малышом будет общее дело (например, мастерить скворечники, конструировать что-нибудь), то папе придется проявлять эмоции, личностные качества, например, такие как требовательность, настойчивость, которые необходимы для успешного развития ребенка.

 

Медведкова А.Ю., педагог-психолог