^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Для школьников  сдача ЕГЭ это своеобразный итог  школьным годам обучения, сравнительный анализ собственных знаний.  Важность этого события  сопровождается  сильными эмоциями и переживаниями как  со стороны выпускников и их родителей  и учителей.  Ожидание экзамена, а тем более сам экзамен, вызывают стресс: сильное душевное волнение и эмоционально-психологическое перенапряжение. Зачастую, из-за своего психологического состояния школьник  не в состоянии сдать экзамен  и показать даже с имеющейся теоретической подготовкой. Для того, чтобы ребенок могут применить свои знания в стрессовой ситуации необходима психологическая подготовка к экзаменам.

Задача педагогов, психологов, родителей  задействовать все  ресурсы школьника  на достижение цели, выработать навыки совладающего поведения и повысить его  стрессоустойчивость, сформировать у выпускника установку на положительную сдачу экзамена, мотивировать его  на успех.

Психологическая подготовка  к экзаменам необходима для детей  с заниженной самооценкой,  повышенной тревожностью, стеснительностью

Психологическая подготовка необходима как профилактическое средство для учеников, которые испытывают социальные страхи, фобические расстройства, склонность к депрессии  или  выраженной нерешительностью, детьми, которые считают себя невезучими.

Психологическая подготовка к  экзаменам должна начинаться с начала выпусконого года, это позволяет адаптировать школьников к условиям сдачи экзаменов, процессуальным особенностям проведения экзамена, сформировать у учеников  необходимые установки и мотивацию на успешную сдачу экзамена. Проводиться психологическая подготовка может в форме рекомендаций для  самостоятельного освоения  так и с  помощью специального психологического тренинга, а так же в форме индивидуальных консультационных занятий.

Анализ трудностей и ошибок, с которыми сталкиваются  во время сдачи ЕГЭ или других   экзаменационных испытаний  выделил три группы данных трудностей и соответственно три направления, которые должны быть включены  в программу  психологической подготовки   выпускников: когнитивные, личностные и процессуальные (организационные).

 

 1.Когнитивные проблемы в   подготовке к экзаменам

Первая трудность  возникает  при  работе  с тестовыми заданиями.

Работа с тестом  предполагает сформированность особых навыков:  умение выделять существенные стороны в каждом вопросе  и отделять их от второстепенных, умение оперировать  фактами и положениями, вырванными  из общего контекста.  Процедура ЕГЭ требует от ученика выбора оптимальной стратегии  при выполнении тестовых заданий, умение  планировать  этапы своей работы. Ребенок должен уметь  учитывать свои индивидуальные особенности при   выполнении тестовых  заданий, адекватно оценивать свои возможности для реализации выбранной стратегии при выполнении заданий.  Правильному выбору стратегии при сдаче экзамена  может помешать  или наоборот помочь  уровень притязаний ученика,  адекватная или неадекватная оценка своих возможностей или нерациональное распределение времени на выполнение заданий.

Для преодоления трудностей данного характера необходимо  объединить работу педагога и психолога: формировать   навык  работы с тестовыми заданиями и  нарабатывать  индивидуальную стратегию выполнения задания.  Даную подготовку  хорошо проводить в группе в форме тренинга. Включая методы ралаксации, мини-лекции, дискуссии, ролевые игры.

Психологическая помощь должна быть направлена на развитие и коррекцию познавательных компонентов: внимание, память, мышление.

В психологический тренинг необходимо включить приемы эффективного запоминания и работы с текстом, составление   плана занятий на каждый день подготовки, с каких  тем  начинать готовиться (легкой или сложной) и в каких случаях. 2) Повторение  материала  по темам. 3) эффективные мнемотехнки т.к. это  является важными компонентами  подготовки  к экзамену:

2.Личностные  проблемы в подготовке к экзамену

Данные затруднения  обусловлены индивидуальными особенностями восприятия ситуации экзамена и субъективными реакциями  и состояними ученика.

Самой большой трудностью и помехой в личностном плане являеется высокий уровень тревоги.

Личностный компонент  связан с самооценкой  ученика, его умением адекватно оценить свои умения, знания, способности. Способность к  саморегуляции позволяет осознанно выстроить  стратегию деятельности на экзамене. Обучение навыкам совладающего поведения позволяет регулировать оптимальный  уровень тревоги, избегая крайностей этого состояния (высокий  уровень тревоги, ведет к дезорганизованности ученика и заниженное состояние тревоги, приводит к снижению мотивации на успешную сдачу экзамена).    Владение техниками снижения эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе позволяют максимально проявить свои знания на экзамене.

  1. Процессуальный компонент включает в себя: знания о процедуе экзамена, навыки работы с тестовыми материалами, умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми; владение способами управления своим состоянием (саморегуляция, релаксация). Для профилактической работы данного  компонета рекомендуются следующие мероприятия: информирование учащихся о процедуре экзамена (в тренинговой или игровой  форме проигрывается процедура экзамена, с включением  заданий на сообразительность, парадоксальных заданий, юмористических, что позволит формировать навык работы  в нестандартных ситуациях и  снизит тревожность  во время экзамена). В подготовку к экзамену необходимо включить тренировку работы с бланками, заполнение их, соблюдение правил оформление, работа с инструкцией, чтобы на экзамене формальные вопросы как можно меньше забирали время. Обучить школьников техникам таймменеджмента (умение грамотно распределять своё время при подготовке и во время экзамена). Родителям необходимо помочь ребенку в соблюдении  режима дня и питания.

Специалисты,  разрабатывая рекомендации выпускникам   должны учитывать  важность  адресных   рекомендаций для детей, имеющих трудности  при подготовке к ЕГЭ. При разработке  таких рекомендаций  необходимо учитывать  индивидуальные особенности ученика.  Условно выделено  несколько  групп детей испытывающих общие трудности при  подготовке  к экзамену.

Дети с низким уровнем   самоконтроля и  волевых  процессов.

В процессе подготовки  им сложно  сосредоточиться, у них низкая познавательная мотивация. Для них характерен внешний локус контроля.

В силу низкого самоконтроля таким детям сложно заставить себя готовиться к экзамену.  Вместо опоры на собственные силы они ищут помощи во вне или вообще аппелируют к «высшим силам». Они испытывают трудности  с выделением главного, планированием своей деятельности.

Стратегия поддержки:

Необходимо давать алгоритмы подготовки к экзамену  в виде схем.  Оптимальная стартегия подготовки: начинать с проблемного материала (неосвоенного) ранее; материал разбить на легко выполнимые шаги, чтобы работу ребенок заканчивал на позитиве. Чтобы при монотонной работе у ребенка не возникло чувство отвращения необходимо ввести регламент времени и находить ресурсы самопоощрения.

Научить ребенка методам самовнушения, самоуспокоения. Таким детям при выборе стратегии выполнения заданий лучше начинать с легких заданий. При проверке попробовать представить, что проверяешь чужую работу (этот способ позволяет находить большее количество ошибок и недочетов). 

Тревожные дети.  Учебный процесс у таких детей сопровождается  эмоциональным напряжением.  Они склоны  все «учебное» вопринимать как опасность.  И особенно сильное состояние тревоги   у них вызывается любым видом контроля: диктант, конрольная, экзамен. Тревожные дети часто перепроверяют уже выполненные задания, переправляют, уточняют, переспрашивают у учителя правильно ли они выполнили или нет. Часто грызут ручки, теребят волосы, пуговицы и т.п.

Основной трудностью  для тревожных детей является сама ситуация экзамена как оценочная, отсутсвие эмоционального контакта со взрослым. В силу этих обстоятельств ребенку сложно контролировать собственные эмоции и состояния, а отсюда возникают сложности с концентрацией внимания и процессами памяти. 

Стратегия поддержки:

Тревожным детям  на предэкзаменационном  этапе в первую очередь необходимо создание эмоционального  комфорта.  Ни в коем  случае нельзя нагнетать обрстановку, чрезмерное  повышение тревоги у детей приводит к их дезорганизации.  Основная задача взрослых это создание ситуации успеха, поддерживающие, поощряющие высказывания. Обращать  внимание школьника на его психологические ресурсы, его сильные стороны.

Необходимо научить ребенка премам саморегуляции, релаксации, аутотренинга. Познакомить с процедурой ЕГЭ, чтобы снять процедуру неопределенности. Важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки.  Не обязательно что-то говорить,  можно посмотреть, улыбнуться и т.д.

Для создания психологического комфорта учителям необходимо формировать адекватное, позитивное  отношение к ЕГЭ. В качестве подготовки тревожных детей рекомендуется проведение открытых уроков с приглашением незнакомых людей, проведение тренингов с ролевыми играми (проигрывание  экзаменационных ситуаций). Большое внимание при подготовке таких детей необходимо уделять благоприяному психологическому климату в семье.

 

Неуверенные дети.

Данная категория детей подвержена чужому мнению, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенным детям сложно самостоятельно проверить качество  своей работы, т.к. они постоянно сомневаются в себе и своих действиях. Проблема заниженной самооценки  влияет на  выбор стратегии  решения  задания. Они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или учителям, родителям. Дети списывают готовые решения потому, что  не уверены в своих знаниях, неуверенность и конформизм  мешают таким детям отстаивать свою точку зрения, свою стратегию решения. Неуверенным детям сложно сделать «первый шаг», самостоятельный выбор  при решении задания.  Для выполнения задания им  достаточно  незначительного  одобрения  со стороны  взрослого  или однокдасников.    

Стратегия  поддержки

В первую очередь  неуверенным детям  необходим положительный опыт  принятия другими людьми его  личного выбора.  В стратегии работы с такими детьми необходимо избегать прямых рекомендаций как нужно делать. Лучше предложить выбрать ему самому  решение (с чего лучше начать: простых или сложных заданий?) и  дождаться когда он примет решение самостоятельно. 

Неуверенного ребенка  необходимо поддерживать фразами, способствующими созданию ситуации успеха или предложить ему альтернативные варианты решений. Тревожным и неуверенным детям нельзя говорить фразы типа «Подумай хорошенько», «Еще раз поразмысли».  Подобные фразы могут только усилить состояние тревоги ребенка.

Важно у неуверенных и тревожных детей вырабатывать навыки самостоятельной оценки своей работы. Учить самостоятельному анализу своей работы.   Спрашивать мнение ребенка, что он думает, а не давать четкие рекомендации как нужно сделать. Если ребенок испытвает сложности с соценкой своих результатов или своей деятельности можно помочь ему, предложив  несколько критериев оценки. 

 Перфекционисты и «отличники».

Дети  данной категории  характеризуются  высокой организованностью, успеваемостью, ответственностью, исполнительностью.   Им свойственно предъявлять высокие требования к себе и своей работе. Они стремятся выполнить задания быстрее и лучше всех.  Перфекционисты очень чуствительны  к похвале  и  ожидают получить соответсвующую, как правило, высокую  оценку.  У таких детей высокий уровень  притязаний и неустойчивая самооценка.  Для них верна пословица «Лучшее враг хорошего». Такие дети предъявляют к себе высокие требования, им необходимо выполнить  все задания и особенно самые сложные. Когда возникают трудности с выполнением  задания, им  сложно   пропустить задание,  в таких  случаях «перфекционистам»  свойственно «застревать»  на нерешенном  этапе, они не могут переключить свое внимание на другое задание.  В ситуации трудности решения задания они начинают испытывать сильную тревогу, им сложно контролировать свое эмоциональное состояние, дети начинают искать поддержку извне.  

Стратегия  поддержки

На этапе подготовки  важно помочь детям скорректировать  их ожидания, помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным», что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять абсолютно все задания. Детям – перфекционистам можно предложить выполнять задания, предварительно выбрав одно из нескольких.

Взрослым необхдодимо избегать сравнения таких детей с другими  и помочь ребенку снизить  субъективную значимость ЕГЭ. Родителям нужно контролировать режим дня и регулировать степень загруженности учебной деятельностью. Важно помочь ребенку  переключаться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке. 

 

«Правополушарные» дети.

Условно называют детей плавополушарными, если доминирует правое полушарие. У таких детей богатое воображение, развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают язык метафор, образов, но испытывают трудности,  выстраивая логические цепочки или оперируя логическими категориями. Им сложно переключиться с эмоционально-образной составляющей экзаменационного процесса на  логическую  составляющую. Правополушарные дети хорошо справляются с гуманитарными дисциплинами, но испытывают сложности с предметами физико-математического блока.  Процесс тестирования как экзаменационная форма сложен для них, так как предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты.   

Стратегия  поддержки

Выработать совместно с ребенком индивидуальную стратегию деятельности с учетом его особенностей учебного стиля. Чтобы учебный материал лучше усваивался  для таких детей важно задействовать образное мышление: использовать сравнения, образы, рисунки, рисовать схемы, проиллюстрировать учебный материал примерами и картинками. Необходимо также использовать упражнения на снятие эмоционального напряжения.

При проведении пробных экзаменов детям следует предложить пробовать силы не в простейших тестовых заданиях, а где требуется развернутый ответ. Следует напомнить им о тех упражнениях, которые были освоены на этапе подготовке. 

Родителей и учителей  следует проинформировать о сущности правополушарности, научить их активизировать образное мышление при подготовке к экзамену.

 

«Дети-синтетики»

«Дети –синтетики»  опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они не уделяют внимание деталям, но хорошо видят общие взаимосвязи.  Основными трудностями для синтетиков  это анализ материала, деление его на смысловые блоки, им сложно составлять планы или конспекты. Они редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в системе и взаимосвязях с другими контекстами и проблемами. 

Стратегия  поддержки

Необходимо развивать  аналитические навыки, предлагать решать задания различными способами:  от частного к общему (это более легкий и приемлемый для них способ),  и от общего к частному более сложная для них стратегия. 

Важно научить их выявлять основное в каждом задании: что является главным, на что стоит обращать свое внимание в первую очередь.

Во время проведения пробного экзамена в начале работы «синтетикам» следует ознакомиться с материалом в целом, просмотреть имеющиеся  задания, бегло ознакомиться с их содержанием . Это поможет им сориентироваться.   Родителям и учителям необходимо понять и учесть специфику познавательной деятельности синтетиков и с помощью  подобранных заданий и упражнений развивать у них аналитические навыки. 

Дети с недостаточной саморегуляцией и самоорганизацией.

Таких детей характеризуют как «невнимательных»  и  « рассеяных».  Чаще всего у таких детей нет каких- либо органических нарушений, которые влияют на процессы внимания, памяти, мышления. Чаще всего у них низкий уровень сформированности волевых качеств. У них неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа  деятельности, часто отвлекаются, проблемы с концентрацией внимания.

Основные трудности при подготовке и сдачи ЕГЭ требует высокой организованности. Детям сложно правльно и рационально распределить время на выполнение заданий.   

Стратегия  поддержки

Для  подготовки важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности  опорные средства: часы, отмеряющие время на выполнение задания, составление списка необходимых дел (с обязательным вычеркиванием при выполнении), линейка для отслеживания нужной строки (т.к. дети могут « перескакивать» не замечая этого с одной строки на другую и т.п. ). Призывы к детям быть внимательнее мало эффективны.   Детям с недостаточной произвольностью требуется помощь в самоорганизации. 

Важно все время формировать  навыки самоорганизации ребенка, избегая прямых  указаний, а задавать  вопросы, ответы на которые потребует от ребенка навыков самоорганизации и самоконтроля: «Что ты будешь делать сейчас, а что потом?», «Проверь, что будет необходимо для выполнения задания? »

Астеничные дети

Астеничные дети характеризуются быстрой утомляемостью и истощаемостью. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности  и резко увеличивается количество ошибок.  Это свойство связано с особенностями высшей нервной системы.  Соотвественно основная трудность  при сдаче ЕГЭ это сохранение высокой работоспособности на протяжении  длительного периода времени. 

 

Стратегия  поддержки

При подготовке к экзаменам и их сдаче детям-астеникам необходимо давать короткие перерывы, если они вдруг прерывают свою деятельность и на время останавливаются не принуждайте их  работать через силу. Таких детей нельзя поторапливать,  сравнивать ребенка с  другими детьми и их работоспособностью, упрекать его в лени или  несобранности.

Важное значение приобретает правильно составленный  режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся. Родителям необходимо проконсультироваться у невролога, психотерапевта о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или других средств (гимнастика, массаж и т.п.).

Гипертимные дети.

Такие дети делают все быстро, импульсивно, они быстро справляются с заданиями, но часто эта особенность влияет на качество их работы.  Гипертимным детям сложно возвращаться к уже сделанной работе для проверки ошибок, им сложно соблюдать точность и аккуратность при выполнении задания.  Особенностью данной категории детей является невысокая значимость  учебных достижений и сниженная учебная мотивация.  

Стратегия  поддержки

Таким детям необходимо  ставить задачу не столько  на соблюдение временных параметров, сколько на точность и аккуратность   при выполнении задания. Объяснить ребенку об особенностях его познавательной активности, чтобы он осознанно контролировал себя и корректировал свои действия.  С другой стороны гипертимные дети обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справитться с экзаменационными заданиями.

Целесообразно в процессе подготовки равивать  у гипертимных детей функцию контроля и навыки самопроверки.  Корректировать темп не имеет смысла, т.к. это свойство нервной системы.

Детям с вышеуказанными особенностями как раз необходимо разъяснять о важности ситуации экзамена и результатов экзамена.

Необходимо помнить, что для этих детей важен опыт, а не рассуждения и нотации, поэтому эффективнее будет создать для них в процессе подготовки четкую организаующую среду с ясными и четкими ограничениями. 

 

Застревающие дети

Данная категория детей  характеризуется низкой подвижностью психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое.  В силу своей «основательности» застревающие дети медлительны и им требуется длительный период при выполнении каждого задания.  Проблема застревающих детей это необходимость быстрого переключения с одного задания на другое, быстрая актуализация знания из различных разделов школьной программы.

Стратегия  поддержки

Таких детей нельзя торопить, т.к. происходит совершенно обратный эффект и темп их деятельности еще больше снижается.    

Тренировка навыков переключения внимания. Научить ребенка пользоваться временным ресурсом, правильно его распределять.  Со стороны взрослого таким детям в случае долгих размышленийи  проверок задания можно посоветовать переходить к ледующему заданию. При подготовке важно не только подсказывать ребенку, что пора переключиться, но и развить его  навыки переключения.  

В заключении  можно сказать, что  успешная сдача ЕГЭ обусловлена большим количеством факторов, которые зависят от всех участников  учебного  процесса.  Эффективность психологической подготовки ученика  в большей степени выражается  в сформированности определенной системы взаимодействия всех участников процесса  подготовки и сдачи ЕГЭ. Насколько психологическая готовность  помогла  ученику проявить все его приобретенные знания на экзамене. Для достижения результата  психологическая подготовка должна проводиться в рамках длительной психолого-педагогической  программы, а не в результате разового мероприятия.

 

Список литературы

  1. Коротченко Н.В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ как инновационная составляющая образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации». – М: Паганель, 2011.
  2. Павлова М.А., О. С. Гришанова «Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности» - Волгоград: Учитель, 2009
  3. Петрова Н.Н.. Единый государственный экзамен. География. Москва. Просвещение. Эксмо.2006-2011год.
  4. Чибисова М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями» - М: Генезис, 2009
  5. Яковлева Н.В., Моргунова А.Б.и др. Уроки учительского мастерства. Из-во «Учитель». Волгоград. 2009год.

 

Новикова С.П., методист