^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

 

Дорогие ребята и уважаемые родители, а так же любые взрослые небезразличные к судьбе детей и подростков!

Детский Телефон Доверия работает для Вас и ради Вас. Вы можете обратиться за помощью в любое время с понедельника по пятницу с 9.00-21.00, в субботу с 9.00-16.00. По вопросам, требующим экстренной психологической помощи: жестокое обращение, сексуальное насилие по отношению к ребёнку, суицидальные мысли или тяжелое эмоциональная состояния, любые сложные и экстренные ситуации, возникающие в жизни. Кроме этого вы можете обратиться на ДТД по вопросам детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, и любым другим вопросам, касающимся жизни и деятельности детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированными специалистами, абсолютно бесплатно, анонимно и конфиденциально, с любого телефона при любом тарифном плане из любой точки России! Звоните и Вам помогут. Наша помощь на расстоянии Вашего звонка.

«Предупрежден, значит вооружен!»

 Отечественные и зарубежные основоположники педагогики Я.А. Каменский, К. Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, П. Ф. Каптерев определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Ещё в тот далекий  XVII век была выявлена фундаментальная взаимосвязь познавательного развития, обучения, воспитания ребенка и участие родителей, дошкольных педагогов в этих процессах.

В последние годы эта тема становится всё более актуальной в связи тенденции роста рождения детей с различными патологиями «внутреннего» и «внешнего» здоровья.

В норме интеллектуального развития ребенка с рождения до 3 лет можно выделить 4 этапа: 1 этап - с рождения до полугода, 2 этап - с полугода до 12 месяцев, 3 этап - с 1 года до 2 лет, 4 этап - с 2 до 3 лет.

С рождения до полугода ребенок как «чистый лист», его сознание воспринимает окружающее, не запоминая, не анализируя. Но на подсознательном уровне анализаторы передают информацию окружающего мира в головной мозг, где и происходит  её переработка. К 6 месяцам ребенок узнает маму, папу, тянет ручки к знакомым игрушкам (формируются зачатки наглядно-действенного мышления). Коммуникация ребенка происходит жестами, мимикой, плачем, используя эти средства общения, ребенок сообщает о состоянии своего здоровья, сытости, усталости, потребности какой-либо, а понять это может только мама малыша. Подобные контакты – фундамент эмоционального и интеллектуального развития ребенка до 1 года.

Второй этап характеризуется активной манипуляцией игрушками и эмоционально-насыщенным общением со взрослыми, что приводит к развитию у ребенка логического мышления (одно действие является следствием другого). Из опыта малыш знает: чтобы услышать, как стукнется о пол игрушка, надо её бросить. Ребенок начинает воспринимать слова как смысловые ярлыки предметного мира, что является отправной точкой в развитии его речи. За счёт ростков абстрактного мышления к году в лексиконе малыша набирается до 15 слов. Одно слово обозначает многое (например,  птица - это всё, что летает, все, что находится в небе).

На третьем этапе ребенок уже улавливает связи между действиями и событиями между ними. У малыша закладывается режим смены деятельности, малыш понимает, что недавно покушал, и знает, что вскоре отправится на прогулку. В этом возрасте можно заметить природные наклонности ребенка, малыш может отдавать предпочтение конкретному виду деятельности. Одни замирают, слушая музыку; другие с удовольствием собирают пирамидки; третьи рвутся к рисованию; четвертые готовы слушать с утра до ночи сказки.

Ребенок начинает различать предметы по множественным признакам: цвету, объему, запаху, размеру, форме. К логическим связям добавляется воображение: малыш начинает мысленно моделировать новые ситуации. Пробуждается интерес к ролевым играм: девочки кормят и лечат кукол, зверушек, а мальчики активно ведут игру с машинками. Дети начинают использовать «ярлык» предмета с комплексным описанием ситуаций. Малыш пытается строить предложения.

В возрасте от 2х до 3х лет у ребенка происходит целостное осознание картины окружающего мира. Малыш активно использует речь, называя и анализируя всё вокруг, призывает к диалогу окружающих. Ребенок в этом возрасте особенно любознателен, что ведет за собой значительный скачёк в его интеллектуальном развитии. Ребенка интересует всё происходящие вокруг. Детей такого возраста называют «почемучками», ребенок требует исчерпывающих ответов на свои вопросы, что обязательно должны делать близкие почемучки. В это время родители должны играть с детьми в обучающие игры, ходить в зоопарк, музеи, то есть предоставлять ребенку массу полезной, обучающей информации. Следует давать ребенку высказать свое мнение, умозаключение, рассуждение по поводу пережитого события. Такие тренировки в рассуждении послужат дальнейшему формированию логики, обогатят речь, разовьют внимание, память малыша.

Наглядно-образное мышление один из источников интеллектуального развития детей 2-3 лет. Малыши воспроизводят предметы, их признаки и действия на уровне представлений, по воображению. Они рисуют, лепят, сочиняют.

К 3 годам ребенок начинает воспринимать себя как отдельную личность со свойственными только ей качествами, формируется индивидуальное самосознание.

 

Учитель-дефектолог

Филимонова А.Л.