^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

 

Дорогие ребята и уважаемые родители, а так же любые взрослые небезразличные к судьбе детей и подростков!

Детский Телефон Доверия работает для Вас и ради Вас. Вы можете обратиться за помощью в любое время с понедельника по пятницу с 9.00-21.00, в субботу с 9.00-16.00. По вопросам, требующим экстренной психологической помощи: жестокое обращение, сексуальное насилие по отношению к ребёнку, суицидальные мысли или тяжелое эмоциональная состояния, любые сложные и экстренные ситуации, возникающие в жизни. Кроме этого вы можете обратиться на ДТД по вопросам детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, и любым другим вопросам, касающимся жизни и деятельности детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированными специалистами, абсолютно бесплатно, анонимно и конфиденциально, с любого телефона при любом тарифном плане из любой точки России! Звоните и Вам помогут. Наша помощь на расстоянии Вашего звонка.

Подростковый  возраст считается переходным  возрастом – это самое сложное время не только в жизни подростков, но и их родителей. Это возраст, когда подросший ребёнок жаждет самостоятельности, требует принятия собственных решений, ищет себя и своё жизненное предназначение. К сожалению, довольно часто этот возраст сопровождается проблемами с учёбой. Ещё недавно прилежно учащийся ребёнок вдруг начинает демонстрировать абсолютное неприятие школы и всего что с ней связано. Дневник подростка начинает наполняться двойками и тройками, интерес к учёбе резко падает, а учителя просто разводят руками, не в силах что-либо сделать.

В нашей статье мы попробуем разобраться с основными проблемами, связанными с трудностями в школе.

Учебная мотивация школьников часто падает после перехода ребенка из начальной в среднюю школу. Но с чем это связано, и что в связи с этим могут сделать взрослые? Сразу скажем, что это частое явление, связанное с возрастными изменениями. Впрочем, об особенностях подросткового периода написано много, повторяться не будем. Остановимся на главном.

  1. Ведущей деятельностью у подростков становится общение со сверстниками, нередко – в ущерб учебе. Влияние родителей на подростков уменьшается по сравнению с младшим возрастом.
  2. У подростка возникает потребность в самостоятельности, ощущении собственной «взрослости», как следствие - повышенная чувствительность к оценке его личности со стороны окружающих, ранимость.
  3. Самооценка подростка может резко колебаться в зависимости от обстоятельств. Например, неудачи в школе, плохие оценки могут вызывать негативные эмоции и отбивать желание к учебе.
  4. Неустойчивость интересов подростка. Он может увлечься чем-нибудь, а через некоторое время охладеть, особенно в том случае, если его интерес не подкрепляется вниманием со стороны значимых для него окружающих.
  5. Дальние перспективы, долгосрочные планы подростком часто не воспринимаются. Он находится «здесь и сейчас».

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что снижение интереса к учебе может быть связано с различными причинами. Подобные проблемы могут проявляться из-за трудностей в учебе, нередко большую роль играют личностные особенности подростка (чрезмерная возбудимость, раздражительность, тревожность).

Учебная мотивация

Успешность обучения ребенка в школе, помимо наличия способностей, имеет прямую зависимость от наличия у него достаточного уровня мотивации. Понятие мотивации сложное и комплексное и относиться к нему можно по-разному. Одно можно сказать совершенно точно – муштра, жесткая дисциплина и уговоры – никак не способны эту мотивацию повысить.

Мотивация — это желание делать что-то. Это важный элемент в определении и достижении целей. По наблюдению психологов и социологов, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% — от мотивов. Поэтому педагогов и родителей волнует вопрос, как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию.

Давайте разбираться, что же это за зверь такой, «мотивация», откуда она берется и куда пропадает.

Для начала разберемся, что стимулирует любого человека к деятельности (в том числе и ребенка). И таким двигателем является мотив. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.

Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. И вот что получается: учебная мотивация в целом – это совокупность различных мотивов. А именно: социальных, познавательных, внутренних, внешних, направленных на достижение успеха, направленных на избегание неудач.

Рассмотрим познавательные и социальные мотивы:

-познавательные мотивы прямо связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

-социальные мотивы Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.

Вторая пара мотивов – внешние и внутренние:

Внешние мотивы – мотивы, стимулирующие учебную деятельность, но напрямую с ней не связанные
Внутренние мотивы всегда напрямую связаны с учебной деятельностью.

Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.

Третья пара мотивов – это мотивы достижения успеха и мотивы избежания неудач.

Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом не уверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.

Таким образом, собрав воедино все мотивы, можно и назвать их мотивацией. У каждого разные виды мотивов выражены в разной степени и именно эта выраженность определяет то, насколько ребенок хочет учиться. Возможно, ли как-то влиять на учебную мотивацию ребенка? И да, и нет. С одной стороны, мотивация – очень сложное понятие, состоящее из огромного количества факторов, которые оказывают влияние на ребенка начиная с раннего возраста. С другой стороны, определив ведущие для данного ребенка мотивы, возможно, стимулировать его к успешной учебной деятельности.

Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову ребенка, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений ребенка. Учебная мотивация возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов, таких как сила желания или потребности, стимул или ценность вознаграждения цели, а также ожидания индивида и его сверстников. Причины могут быть разными. Школьная программа рассчитана на средние способности детей. В то время как один ребенок справляется с ней успешно, другому приходится прикладывать больше усилий и стараний. Поэтому возникают ситуации, когда дети не хотят ходить в школу, делать уроки и стремиться к высоким отметкам.

Как можно на практике стимулировать учебную мотивацию ребенка? Рассмотрим работающие варианты.

Постановка целей

Один из эффективных методов, который можно применять в процессе учебной мотивации, заключается в том, чтобы правильно обозначить продуманные цели и задачи. Они могут быть как краткосрочные (например, предстоящий экзамен), так и долгосрочные (например, достижения, которые необходимы для учебы в университете). 

Пряник

Акт вознаграждения, как еще один метод мотивации, чрезвычайно важен. На самом деле учебная мотивация может принести удовлетворение, положительный эффект которого является колоссальным. Именно поэтому, если встал вопрос о том, как повысить мотивацию к учебе, не стоит забывать о соответствующей награде после достижения цели. Получая вознаграждение за усилия, когда цель достигается, мозг вызывает положительные эмоции, что приводит к осознанию: за старания будет получена положительная награда. На сознательном или подсознательном уровне приходит понимание, что наибольшие усилия приведут к еще большему удовлетворению.

Интерес

Еще один очень эффективный элемент, наличие которого поможет повысить мотивацию к обучению у подростков, — это интерес к предмету. Если развить неподдельный интерес к предмету изучения, желание узнавать все больше повысится. Здесь все средства хороши: экскурсии, встречи, использование инновационных технологий, публичные лекции по интересующей ребенка тематике, с учетом его возраста

Часто можно услышать от учеников, что изучаемое в школе в дальнейшей жизни им не понадобится. Если ребенок не считает, что изучаемый предмет имеет практическую значимость и пользу, он не захочет его освоить. Из этого следует, что нужно продемонстрировать то, почему важен школьный предмет. Надо проводить связи с реальной жизнью. Показывая, что материал с занятий используется людьми в повседневной жизни, можно развить к нему интерес.

Говоря об отсутствии учебной мотивации, родители должны понимать то, каким образом они могут помочь подростку.

Итак, что же делать, если подросток не хочет учиться? 

  1. Не игнорируйте его чувства, заставляя садиться за уроки. Знания силой не засунешь, а раздражение и злость при этом неизбежны;
  2. Не стоит потворствовать безделью. Не надо «успокаивать» подростка, мол, не нравится тебе ходить в школу, ну ничего страшного;
  3. Ни в коем случае не сравнивайте своего ребёнка со сверсником, который учится намного лучше его. Кроме антипатии к этому самому сверстнику и недоверия к вам, вы не добьётесь этим методом ничего;
  4. Никогда не обсуждайте в негативном ключе школу или учителей при ребёнке. Для него слова мамы и папы имеют большое значение. И если уж вам не нравятся школьные учителя, то почему вы ждёте что они будут нравиться вашему ребёнку;
  5. Не надо запугивать подростка высказываниями о том, какая ужасная судьба ждёт его, если он не будет стойко сидеть за партой и делать все уроки. «Вот вырастешь-будешь дворы мести» - самая любимая страшилка большинства родителей. Также не стоит рассказывать о том, что своим профессиональным успехом вы обязаны тому, что 11 лет смотрели учителю в рот;
  6. Чаще хвалите ребёнка. Не ругайте за плохую оценку, называя криворуким лентяем, лучше подскажите как её исправить или просто постарайтесь поднять ребёнку настроение;
  7. Если ваш подросток больше увлечён построением отношений с противоположным полом, чем учёбой, не старайтесь этому помешать. В конце концов, первая влюблённость – это важнейший этап становления личности ребёнка, который формирует его дальнейшее отношение к браку и семье. Вполне возможно, это даже более важно, чем синусы и интегралы.

 Родители должны помнить, что заставить подростка захотеть учиться невозможно, ему нужно помогать

Но как могут помочь родители подростку, если он не хочет учиться?

  1. Для подростка проблемы с учебой- стрессовая ситуация, в особенности если ребенок чувствует себя отверженным родителями. Родители должны наоборот поддерживать, оказывать эмоциональную поддержку
  2. Нежелание учиться может объясняться и отсутствием смысла в этом. Самый эффективный способ показать подростку необходимость учебы, используя конкретные аргументы (получишь аттестат; можешь выбрать любую профессию и т.п.)
  3. Если подросток отставал от школьной программы и не может справиться с требованиями школьной программы. Не надо родителям требовать от ребенка быстрых успехов, радоваться даже малейшим достижениям.
  4. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками также могут вызывать трудности и нежелание посещать школу.
  5. Нежелание учиться может вызываться и объективными причинами такими как нарушения в интеллектуальном развитии, сложности со здоровьем и другие психологические проблемы. В этом случае можно говорить о том, что подростку очень сложно справиться со школьной программой, и он нуждается в индивидуальном образовательном маршруте.

В любом случае при решении данной проблемы родители должны встать на «помогающую» позицию и вместе с подростком разобраться в данной ситуации, самостоятельно либо привлекая специалистов (педагога-психолога, социального педагога, учителей и др.)

В заключение хотелось бы отметить, что родителям важно определить правильные причины нежелания подростка ходить в школу. Важно научиться вставать на позицию своего ребенка, разобраться в его чувствах и эмоциях. Помните, что взаимоотношения родителей с подростком часто закрепляются на всю жизнь.

В детском возрасте не так сложно создать мотивацию к познанию нового, к учебе. Способствовать повышению мотивации учения в подростковом возрасте уже сложнее. В такой период, когда рушатся все идеалы и появляются новые авторитеты, сложно найти общий язык с подростками, не говоря уже о том, чтобы мотивировать их к учебе. Во всем этом процессе главное — правильный подход. В случае если родители чувствуют, что не справятся с такой задачей самостоятельно, лучше обратиться к специалистам. По вопросу, как мотивировать ребенка на учебу, советы психологов идентичны. Самое важное — не допускать применения таких методов, как шантаж, запреты и наказания. Потеря доверия только усугубит проблему. В таких ситуациях эффективны различные методы мотивации, с помощью которых можно повысить интерес и стремление к учебе.

Список литературы:

1.Аверин В.А.Психология детей и подростков: Учеб.пособие.-СПб: 2000

2.Емельянова Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге .- М: Генезис,2015

3.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- Спб.,2000

4.Федосеенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов,родителей.- СПб.: 2009

 

Педагог-психолог Степанцова Е.А.,

Педагог-психолог Максимцева О.И.,

Педагог-психолог Деркач И.А.

 

Единый общероссийский номер на помощь детям

"ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ"

8-800-2000-122

звонок осуществляется бесплатно с любых телефонов!