^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Детское воровство

Воровство — это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления  обладателя этих ценностей.

Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует.

Выделяют три основные причины детского воровства. 1)  Детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно.

2)  Затруднения в общении с родителями. Некоторым детям кажется, что родители обращают на них мало внимания. Когда они присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться.

3)  Стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости. Нельзя, но очень хочется.

Самая распространенная причина воровства - это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить,- это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления "сознательности". Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно взять понравившуюся вещь.

Родителям, которые столкнулись с тем, что их дети воруют, можно посоветовать следующее:

* Не «разбирать» поступок ребенка в присутствии других людей всех родственников или соседей, у которых ребенок украл что- либо, поговорить с ребенком отдельно от «потерпевшего».

* Установить запрет на воровство, объяснить, что это плохо и не разрешается не только взрослым, но и детям. Указать на возможность наказания и социального неодобрения (например, в классе, если там узнают о случившемся).

* Не наказывать ребенка. Если он любит родителей, то их отрицательные оценки такого поступка уже воспринимаются ребенком как наказание.

* Если же отношения ребенка с родителями построены на неприятии, то тем более наказание приведет к ухудшению этих взаимоотношений. Ребенок не стремится сделать свои отношения с другими людьми конфликтными, его «плохие поступки» — реакция на действия взрослых, либо это поиски внимания и любви, осуществленные без знаний и умений строить контакт с окружающими.

* Не стремиться вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушать психологические защиты ребенка. Необходимо, чтобы ребенок понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства (покупка дружбы украденным) не приводят к достижению поставленной цели.

* Это необходимо объяснять, приводя в качестве аргумента сложившуюся  ситуацию. Можно спросить, улучшилось ли положение ребенка в школе после «раздачи украденного». Если же результаты воровства в самом деле принесли удовольствие ребенку (купил то, о чем давно мечтал), то здесь необходимо акцентировать внимание не на приятной стороне, а на том, что расплата в финансовом отношении будет соответствовать  «доходу» (или даже превышать)», а в плане взаимоотношений с другими людьми .

* Выяснить характер отношений ребенка с другими детьми. Узнать от ребенка или в школе, умеет ли он общаться со сверстниками, принимают ли они его. Ребенок может украсть у родителей с тем, чтобы купить  шоколад, раздать его в школе и так добиться  признания сверстников.

* Это не приведет к улучшению положения ребенка, а если воровство обнаружится родителями, то возможно, что обстановка в семье для ребенка будет невыносимой, в этом случае ребенок становится озлобленным, «закрывается» для возможности контакта и прежде всего, стремится никогда  не проявить вовне чувство вины, раскаяния. Это  приводит к закреплению отклоняющегося поведения ребенка.

* Показать неотвратимость наказания и не читать при этом нравоучений. Опираться при объяснении целесообразнее на реальные потребности, желания и представления ребенка, а не призывать к абстрактному «как тебе не стыдно».

*  Необходимо продать то, что ребенок купил на украденные деньги и отдать их «потерпевшим». Если все объяснить ребенку доступно и при этом не вызывать у него психологические защиты, то это станет   И наоборот  «морализирование», стремление отомстить ребенку, выместить на нем гнев и досаду от выговора «потерпевшего» (например, соседа) вызовет психологическую защиту, затрудняющую принятие ребенком того, что говорит взрослый. Нужно стремиться помочь ребенку и показать ему это стремление. Коррекционная работа требует оценить негативно не личность ребенка, а его поступок. Реакция родителей на воровство ребенка в виде угрозы лишения его своей любви, может привести к плохим результатам.

* Конкретный случай воровства требует отдельного рассмотрения, но чаще всего в его основе — нарушение взаимоотношений с родителями и другими значимыми  людьми, недостаток внимания к ребенку или даже неприятие его.

* Оказать ребенку эмоциональную поддержку, так как, обнаружение воровства приводит к тому, что ребенок чувствует себя незащищенным. В некоторых ситуациях и при определенном направлении беседы с ребенком, будут эффективны следующие фразы: «Я тебя  люблю, но мне неприятно то, что ты сделал». Дать возможность ребенку принять самостоятельное решение. Эффективность длительной, гневной нотации с последующим повторением ребенком выработанного взрослым вывода: «Ты никогда больше не будешь воровать. Повтори!», — будет не очень высока. Потому, что ребенок выступал лишь пассивным объектом экзекуции, не принимая самостоятельного решения, как будет поступать в дальнейшем.

* Необходимо начать с изложения основных посылок: воровство наказывается, необходимо исправлять то, что сделано и т. д. Затем предложить ребенку поразмышлять, о другом способе достижения желаемой цели, не занимая поучающей позиции, эффективнее будет говорить с ребенком на равных.

* Необходимо выяснить причину, которая побудила ребенка совершить воровство и вместе с ребенком выработать иные пути достижения цели.

Памятка родителю

? Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

? Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

? Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

? Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.

? Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

? Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

? Если ребенок живет чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

? Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

? Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.

? Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

? Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

? Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

? Если ребенок живет в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель.

? Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

? Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость, и никогда не станет воровать.