^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Виды отклоняющегося поведения подростков

Отклоняющееся поведение - поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Девиантное поведение – это один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп, т. е. это агрессия, самовольное и систематическое отклонение от учёбы, бродяжничество.

Делинквентное поведение - характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в

определённый устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности, из-за ограниченной общественной опасности или недостижения ребёнком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Криминальное поведение – противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определённым статьям уголовного кодекса.

Аддиктивное поведение - отклоняющееся поведение, характеризующееся  стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

 

Факторы, влияющие на формирование отклоняющегося поведения подростков:

Биологические факторы: тип ВНД, патологии развития, обусловленные органическими и неорганическими поражениями головного мозга и др. Биологические факторы не являются определяющими в формировании отклоняющегося поведения.

Психологические факторы: психопатологии или акцентуации отдельных черт характера, нервно-психические заболевания, психопатии, пограничные состояния, негативизм, стремление к автономизации и эмансипации, стремление испытать новые ощущения, любопытство, недостаточная способность прогнозировать последствия того или иного действия, реакция группирования со сверстниками.

Социально-педагогические факторы - являются основными в формировании отклоняющегося поведения подростков. Выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, приводящим к отклонениям в ранней социализации ребёнка, с накоплением негативного опыта; к стойкой школьной неуспешности ребёнка с разрывом связей со школой.

Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу и социальную напряжённость.

Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного  поведения несовершеннолетних.