^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Для каждого выпускника наступает момент, когда одиннадцать лет школьной жизни остаются позади, и вопрос о выборе профессии становится актуальным как никогда.  Самое главное в выборе профессии – это определиться с тем, что человек хочет от неё, потому что это один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и дальнейший образ своей жизни. И очень важно решить, какая сфера деятельности по-настоящему интересна, и соответствует ли такой образ жизни желаемому. Так как данный выбор, в большинстве случаях, на всю жизнь.


Очень хороший пример вышесказанному – это профессия врача. Сначала  нужно учиться около семи лет, потом ещё несколько лет интернатуры, т.е. практически десять лет жизни уходит на то, чтобы достичь своей цели и если вдруг окажется, что данный выбор был неправильным, то не у каждого найдутся силы и возможности учится дальше, чтобы сменить профессию.

 

Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, и наоборот, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. На самом деле это не совсем верно. Не нужно предоставлять ребёнку, как полную свободу выбора, так и решать за него какую профессию ему выбрать.

Как же правильно поступить родителям в данном вопросе?

Вот некоторые рекомендации, которые помогут родителям не совершать ошибок при помощи в выборе профессионального будущего своего ребенка.

При  выборе будущей профессии нужно ориентироваться не только на интересы и склонности ребёнка, но и учитывать при этом требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности у ребёнка.

Для того чтобы ребенок профессию выбрал правильно:

Обсудите  с ребенком какие профессии существуют и востребованы на рынке труда, ведь в мире существует более 40 тысяч профессий. И каждое десятилетие технический прогресс рождает новые виды профессий, в то же время некоторые из них уходят в небытие, это поможет ребёнку сориентироваться среди многочисленных профессий, а так же осознать  его ответственность за выбор профессии.  Чем раньше придет понимание того что он будет отвечать сам за свои действия тем более самостоятельным он будет в дальнейшей жизни.

Обязательно учитывайте право выбора ребенка, ни в коем случае не навязывайте свою точку зрения.

Расскажите ребёнку о своём опыте при выборе профессию, о своих возможных ошибках в этом выборе. Ориентируясь на личный опыт родителей ребенку проще принимать решение.

Взвесьте все за и против различных подходов к профессиональному выбору. Помогите ребенку с конкретизацией его пожеланий относительно профессии. Главное определить приоритет в том, что ребенок считает важным для себя в профессиональном плане.

Совместно с ребенком изучите требования, предъявляемые к заинтересовавшим его профессиям. Это поможет ему понять в каком направлении необходимо развиваться чтобы стать профессионалом.

По возможности посещайте различные мероприятия, посвященные выбранным профессиям, это могут быть как выставки с профессиональными вакансиями на рынки труда, дни открытых дверей в вузах, так и ознакомление с практикой путем общения с уже состоявшимися профессионалами. Это расширит кругозор ребенка и позволит ему еще раз сопоставить, чем он хочет заниматься с тем, что на самом деле представляет та или иная профессия.

Поддерживайте ребенка в его выборе. Любой человек склонен сомневаться в правильности принимаемых им решений, тем более ребенок. Будьте терпеливы и предложите ему на выбор несколько точек зрения.

В случае затруднений с выбором профессии или конфликтом предпочтительно привлечь специалиста-консультанта в области профориентации. Используя специальные методики, он поможет  ребенку осознать его стремления и увязать их с качествами, необходимыми для заинтересовавших его профессий.

Важно помнить, что дети ориентируются на родителей в своей жизни. Постарайтесь быть примером ответственного отношения к своей работе, показывайте, что выбранная вами профессия нравиться.  В случае негативного отношения с вашей стороны к работе старайтесь не показывать его ребенку, тем более допускать конфликтов на почве ваших профессиональных затруднений.

Станьте для ребенка союзникам, для того чтобы он мог обратиться за помощью именно к вам, а не искать помощи со стороны. Ведь именно тогда вы сможете помочь избежать ему многих ошибок в жизни.

Всем известно, что первые дни в детском саду — тяжелое испытание для ребенка и его родителей. Расставаясь утром с мамой, дети, как правило, плачут, кричат, а по вечерам у них бывает плохое настроение, подавленность или же, наоборот, нехарактерная раньше чрезмерная активность, перевозбуждение. Чтобы миновать этот негативный период как можно быстрее, следует грамотно подойти к адаптации чада в дошкольном учреждении. В противном случае слезы каждое утро перед выходом из дома и нежелание идти в садик могут затянуться на месяцы.


 

Развиваем самостоятельность

Еще до начала посещения дошкольного учреждения родителям настоятельно рекомендуется научить ребенка самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой, умываться, раздеваться и одеваться, пользоваться горшком. У овладевшего этими премудростями малыша трудностей в период адаптации будет гораздо меньше.

Чтобы вашему сыну или дочери было легче раздеваться самостоятельно, приобретите практичные и удобные вещи без лишних застежек. Лучше, если вместо пуговиц будут кнопки. И желательно, чтобы они были расположены спереди, а не на спине. Так ребенок сможет справиться с процессом сам, и ему не придется лишний раз просить о помощи воспитателя. Предпочтение лучше отдать немаркой одежде. Тогда и родители избавятся от лишних стирок, и дети не будут бояться испачкаться. К примеру, неплохой вариант для маленьких модниц — майка и джинсовая юбочка на резинке или джинсовый сарафан с кнопками, застегивающимися спереди. Мальчику будет удобнее находиться в группе в футболке и шортиках на резинке.

Выбирайте обувь, которую малыш сам сможет надеть. Она не должна быть тесной, но должна хорошо держаться на ноге, не "болтаться", не слетать, а фиксироваться ремешками. Для удобства предпочтение отдайте моделям на липучках.

Обязательно потренируйтесь дома с ребенком надевать и снимать одежду, предназначенную для садика. Пусть некоторое время он поносит ее, чтобы привыкнуть. В противном случае уже в первый день в саду может выясниться, что она неудобная, малышу в ней неловко.

Соблюдаем режим

Еще за месяц-два до начала посещения дошкольного учреждения стоит максимально приблизить домашний распорядок дня к тому, который будет в садике. То есть 7.00-7.30 — подъем, 8.30-9.00 завтрак, 10.30-11.30 —прогулка, 12.00 — обед, 12.30-15.00 — подготовка ко сну, дневной сон, 15.30 — полдник. 
Во время же адаптации к садику режим нужно соблюдать особенно тщательно. Не отступайте от него больше, чем на полчаса-час в выходные и праздничные дни.

Замечено, что тяжелее привыкнуть к жизни в группе тем детям, с которыми практически безотрывно дома сидела мама. Поэтому за несколько месяцев до того, как малышу предстоит пойти в дошкольное учреждение, позвольте себе оставлять его дома с другими родственниками, няней. Это будет своеобразный "тренинг расставания с мамой" перед детским садом.

 

 

Привыкаем постепенно

Первое время, и об этом вам скажут педагоги и воспитатели, ребенок должен находиться в саду 1-2 — максимум 3 часа (а еще лучше первые два-три дня — час, потом еще три дня — два часа и, наконец, три часа). Такой период может длиться неделю, а то и две. Постепенно время пребывания в группе увеличивают. Затем хотя бы до месяца с момента первого посещения (то есть еще две-три недели) малыша оставляют в садике до сна. И только потом малыш может находиться в группе целый день.

Приведенные здесь цифры — это минимум. Некоторые дети в силу своих индивидуальных особенностей могут адаптироваться к новому образу жизни и дольше.

В некоторых учреждениях малышам разрешают находиться в период адаптации вместе с мамой.

"Если вы имеете возможность (не ходите пока на работу, например), подходите к адаптации ребенка в садике спокойно и терпеливо. Это может занять не две недели (как правило, так говорят работники детских садов), а два месяца. В это время вы вместе с малышом будете „погружаться“ в новый этап его жизни. Ходите вместе с ним в детский сад, оставайтесь на некоторое время с ребенком в группе, забирайте в первые дни, когда он захочет", - говорит психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии и открытого психоаналитического общества Татьяна Илларионова.

Обеспечиваем психологический комфорт

Еще до посещения детского учреждения следует объяснить ребенку, что такое детский сад. А еще лучше — наглядно показать. Сходите туда вместе с малышом, посмотрите на ребят во время прогулки. Расскажите, что еще они делают в саду (играют, обедают, спят, поют песенки), и как это интересно.

Можно поиграть с ребенком "в садик": взять разных кукол и распределить между ними роли: кто-то из них будет воспитателем, кто-то малышом, кто-то родителем. Утром взрослые отводят детей в садик. Там ребята играют, едят, спят, гуляют. А вечером мама обязательно забирает их домой. Вы можете проявить фантазию и придумать вместе с малышом бесконечное число подобных игр: можно "показывать в лицах" ситуацию на куклах, членах семьи, рассказывать сказки собственного сочинения "о том, как одна девочка пошла в детский сад, и там ей было очень весело".

Когда отводите малыша в группу, старайтесь не показывать ему свое волнение, которое у вас обязательно возникнет. При расставании будьте спокойны, но тверды. Обязательно скажите, когда вы за ним придете (а то он, не дай Бог, решит, что его оставили с чужой тетей навсегда) и укажите время прихода в доступной для его понимания форме. Например: "я приду за тобой, когда ты пообедаешь", "когда ты вместе с ребятами пойдешь гулять". Помогает преодолеть стресс расставания привычный ритуал прощания (поцелуй, объятия, возможность посмотреть на маму из окна). Если малыш слишком болезненно реагирует на прощание, поручите отводить ребенка папе или бабушке.

Встречая ребенка, спрашивайте, как он провел день, что делал, во что играл. Вместе обсуждайте события, произошедшие за время вашей разлуки. Хвалите его за успехи, давайте советы, если считаете, что он поступил неправильно. Малыш в этом случае будет знать, что проблему, возникшую в садике, родители всегда помогут решить. Он будет чувствовать, что в сложных ситуациях не одинок, ему есть на кого положиться.

"Отдавая ребенка в садик, родители должны понимать важность этого события как для малыша, так и для их отношений с собственным чадом. Разговаривайте и обсуждайте с малышом свои позитивные переживания и ощущения по поводу садика, оказывайте поддержку и хвалите за новые достижения! Только в дружелюбной и спокойной атмосфере малыш почувствует уверенность в вашей любви и поверит в собственные силы", — продолжает Татьяна Илларионова.

В период адаптации проводите больше времени вместе с малышом, старайтесь после садика погулять. Ребенок получит новые впечатления и отвлечется от негативных переживаний. Побалуйте его чем-нибудь приятным. Однако излишне сильные эмоции в это время ему вредны. Поэтому на время откажитесь от походов в театр, кино, цирк и даже в гости. Телевизор также может вызвать у малыша перевозбуждение, поэтому ограничьте время просмотра телепередач до 10-15 минут за вечер.

Не рекомендуется отдавать малыша в садик в период так называемого "кризиса трех лет". Пусть ребенок пойдет чуть раньше — в 2,5 года или уже к четырем годам, когда кризисный период кончится.

Непременно хвалите малыша за то, что он посещает детский сад. Скажите ему, какой он молодец. Ведь он теперь взрослый и ходит в садик, совсем как мама и папа на работу.

Всегда уважительно отзывайтесь о воспитателе и персонале, ухаживающем за детьми. Ни в коем случае не критикуйте их работу при сыне или дочери и не говорите никогда плохо о самом дошкольном учреждении (даже если на то есть основания). Наоборот, старайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.

Лучше, чтобы время адаптации к дошкольному учреждению не совпадало с такими значимыми событиями, как рождение нового члена семьи, развод родителей, переезд на новую квартиру.

"Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, родители короткими замечаниями способны сформировать у ребенка позитивное отношение к дошкольному учреждению. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша", — советует социальный педагог Морозова Ольга.

И будьте в период адаптации терпимы к изменившемуся поведению ребенка. Вы же взрослый человек и понимаете, что он капризничает не потому что "плохой", а из-за того, что ему очень трудно привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателю, более строгим требованиям, режиму.

Учимся дружить

Не стоит и пренебрегать взаимоотношением ребенка с одногруппниками. Ведь научиться правильно общаться с людьми для человека не менее (и даже более) важно, чем освоить школьную программу.

Расспросите малыша, есть ли у него в садике друзья, с кем он играет, нравится ли ему в группе. Покажите ему, как нужно дружить. Пусть во время прогулок во дворе он делится игрушками с другими малышами, а также не стесняется попросить у них что-нибудь на время или предложить вместе поиграть. И пусть не обижается в случае отказа.

Разучите детские песенки о дружбе, расскажите о своих друзьях детства, как вам было с ними весело.

Расспросите воспитателя, с кем малыш играет, нет ли у него проблем в коллективе. А еще лучше сами придите на час в группу и посмотрите, как ваш ребенок общается с другими детьми: участвует ли он в общих играх или стоит в стороне, дружелюбно ли он обходится с ровесниками или, напротив, обижает их. А может, наоборот, кто-нибудь обижает его? Это ценное наблюдение даст вам прекрасную возможность скорректировать поведение маленького человека. Объясните, что нельзя никого задирать, но если кто-то обижает, следует постоять за себя. Если вы боитесь, что не справитесь с этой ситуацией сами, обратитесь за советом к детскому психологу. Лучше выявить проблемы в общении в раннем возрасте и предупредить их, чем хвататься за голову, когда они подрастут вместе с ребенком.

Маленькая хитрость


Если ребенок очень остро переживает разлуку с мамой, пусть его отводит в садик кто-нибудь другой. Тогда отправляться утром в группу будет не так тяжело.

Защищаем от инфекций

Еще один животрепещущий вопрос, связанный с адаптацией малышей к дошкольному учреждению, — это частые респираторные инфекции у малышей, которые ходят в садик.

Посещая детский сад, ребенок общается с большим количеством сверстников и сталкивается с огромным количеством респираторных вирусов. Они-то и вызывают ОРВИ. И особенно сильным этот натиск инфекционных агентов становится для малыша, только что преступившего порог дошкольного учреждения. Как же быть?

Одеваемся

Следует правильно одевать ребенка в сад: не давать ему замерзнуть (ведь переохлаждение — это пусковой механизм для активации находящихся в нашем организме вирусов), но и не перегревать. Оцените температуру в группе. Часто осенью в комнатах бывает довольно прохладно. Зимой, наоборот, в детских садах бывает слишком тепло, даже жарко.

Заболел — остался дома

Если вы заметили у вашего малыша первые признаки инфекции (насморк, чихание, кашель), то следует немедленно забрать его из группы домой и вызвать врача. Если легкое ОРЗ легко можно вылечить за 3 дня, то борьба с серьезным заболеванием займет не меньше недели-двух. Не говоря уже о том, что в случае возникновения осложнений (бронхита, гайморита др.) этот период растянется на несколько недель, а в худшем случае и месяцев.

Когда организм ослаблен борьбой с инфекцией, можно легко "подхватить" и другие респираторные вирусы (которых в детских коллективах немало). Наконец, пожалейте других детей из группы. Ведь ваш ребенок может заразить их.

Для профилактики заболеваний можно использовать назальные капли интерферона. Также очень полезны промывания носа слабым соленым раствором воды (подойдет и спрей на основе морской воды). При частых респираторных заболеваниях, которые могут свидетельствовать о снижении иммунитета, следует проконсультироваться со специалистом (педиатром, иммунологом), пройти обследование на наличие аллергии.

Закаляйся

Наиболее эффективный способ предупреждения ОРВИ — это закаливание. Совершенствование терморегуляции делает человека более устойчивым к охлаждению. Эти процедуры не только защитят ребенка от инфекций в саду, но и станут фундаментом для формирования здоровых привычек в будущем, укрепят нервную и эндокринную систему, повысят работоспособность.

Один из наиболее доступных и простых способов укрепить иммунитет — прогулки. Гулять дошкольнику следует не менее 4-х часов в день. Также к общим закаливающим процедурам относятся сон при открытой форточке, регулярное проветривание комнат.

Памятка родителям

Адаптация к детскому саду: 5 нужно и 5 нельзя.


Нужно

  1. Научить малыша самостоятельно есть, одеваться, пользоваться горшком.
  2. Соблюдать четкий распорядок дня, максимально приближенный к тому, который будет в садике.
  3. В простой и доступной для понимания форме рассказать ребенку о том, что его ждет в ДОУ.
  4. Делиться с малышом впечатлениями дня: спрашивать у него, что он делал в садике, рассказывать, как прошел день у вас на работе.
  5. Говорить, когда вы его заберете домой, и обязательно сдерживать свое обещание — не опаздывайте в садик, не приходите позже, чем обещали.

Нельзя

  1. Негативно отзываться о садике или воспитателе в присутствии ребенка. Пугать детским садом.
  2. Сразу оставлять ребенка в группе на целый день.
  3. Водить в сад больного малыша.
  4. Наказывать его за капризы, энурез в период адаптации. Плохое поведение является результатом перенапряжения нервной системы, а вовсе не упрямства или проявлением "плохого" характера ребенка.
  5. Одевать слишком тепло или, наоборот, излишне кутать малыша.

В последнее время родители и учителя все чаще отмечают проблему нежелания детей читать, отсутствие любви к чтению. Чтобы помочь нам  разобраться с этим вопросом обратимся к практике мира психологии.

Подробнее...

Общение со сверстниками (одноклассниками) очень важный и необходимый процесс в развитие ребенка.

Дошкольники больше общаются с родителями, чем со сверстниками. Все дошкольное и младшее школьное детство ребенок имеет постоянно возникающее и исчезающие связи с другими детьми. Поведение ребенка ситуативное, ему еще не свойственны сильные чувства дружбы.  Они быстро знакомятся, начинают играть, и легко, почти без сожаления расстаются.

Подробнее...

«Копуши» - это дети, медлительные в действиях, в реакциях на слова взрослых, их нужно постоянно торопить, а при этом они затормаживаются еще больше, в детском учреждении они не укладываются во время, отведенное для выполнения заданий, другие должны их ждать. Говорят с паузами, на вопрос отвечают не сразу, за дело не возьмется, пока не подтолкнешь.


На подобную особенность часто жалуются родители, воспитатели. И, в самом деле, это часто осложняет жизнь, как семьи, так и детского коллектива.

Более всего страдают сами «копуши»: взрослые на них раздражаются, то и дело бранят и наказывают, дети не очень охотно принимают их в игры, а самое главное – они испытывают трудности в обучении. Это происходит не потому, что медлительные дети «глупее», хуже понимают – нет, среди них есть и очень способные, но принятый темп объяснений и показа учебного материала для них оказывается слишком быстрым. Эти дети трудно воспринимают новшества

Каждому человеку присущ какой-то свой темп движений, свой темп психической деятельности – его называют различно: «личный темп», «собственный темп». Он проявляется в больших индивидуальных различиях скорости, как простых двигательных реакций, так и сложных моторных актов, а также протекания различных форм умственной деятельности.

«Личный темп» связан с врожденными типологическими особенностями нервной системы человека. Темперамент – это характеристика человека со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Главной ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще не одному «копуше» (флегматику) не помогли стать быстрым.

Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить ребенка от всего, что требует усилий, немедленно приходить ему на помощь.

Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда. Таких детей надо чаще ставить в ситуации, требующие от них находчивости, расторопности, почаще хвалить. Для флегматика необходимы виды деятельности, требующие от него активности: занятия гимнастикой, подвижные игры, походы. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно ходить с ребенком в гости, давать поручения связанные с общением с людьми. Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может растянуться. Этому ребенку трудно не только начать, но и закончить дело. Следует заранее его предупредить о необходимости заканчивать работу, но не прерывать ее резко.

Психологическая готовность к школеНаверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».

Подробнее...

Педагог-психолог

Медведкова А.Ю.

Уже не вызывает сомнения тот факт, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития. Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.

Подробнее...

Разговоры о вреде, который способен нанести телевизор неокрепшей психике ребенка, постоянно ведутся в прессе и Интернете. Утверждение, что телевизор отрицательно влияет на детей, не совсем правильно. Необходимо иметь чёткое представление о том, какие программы и передачи, в каком возрасте и сколько может смотреть ваш малыш.

В большинстве случаев, вред телевизора для ребенка кроется именно в длительности просмотра. К сожалению, многие родители настолько заняты, что используют время, пока ребёнок занят просмотром телепрограмм, для работы по дому или отдыха. И в этом нет ничего предосудительного — все мы люди. Самое главное, по возможности, контролировать передачи , которые смотрит ребенок. Наилучшим выходом в данной ситуации является приобретение компакт дисков, как обучающих, так и развлекательных.

Подробнее...

С проблемой ревности между детьми сталкивается большинство семей, в которых больше одного ребенка. Эта проблема существовала во все времена — недаром же существует столько сказок, в которых говорится о зависти и ревности между старшими и младшими детьми.

Ревность — негативно окрашенное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой.

 

Подробнее...

(Рекомендации для родителей)

Рассеянный ребенок, кажется, порхает по жизни, никогда не задерживаясь подолгу на одном месте. Родители жалуются, что ребенок «витает в облаках». Забывает завязать шнурки, принести домой задание, собрать игрушки. Учителя говорят, что он невнимателен. Не умеет сосредоточиться, не следит за тем, что происходит на уроке, напишет два слова в тетради и начинает хихикать и перешептываться. Дома бесцельно ходит из комнаты в комнату, непрерывно что-то трогает, берет в руки и кладет куда ни попадя. За столом все время вертится, что-то роняет, опрокидывает, кусочек откусит от одного и уже тянется за другим, всегда в движении, по дороге куда-то, бежит, торопиться, толкает, роняет. Родители таких детей беспокоятся, и не напрасно, что ребенок, который и минуты не может сосредоточиться, будет плохо учиться.

Подробнее...