^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Так получилось в жизни, что я учился в четырех разных классах. Разные люди, разные классы. Что объединяет эти классы, так свод писанных и неписанных правил, традиций и привычек. Эти правила еще называют корпоративной культурой. И она определяет твои перспективы в этом классе. Сможешь ли ты хорошо учится, реализовать свои способности и даже поступишь ли в престижный ВУЗ. Мало? Добавлю, корпоративная культура определит выйдешь ли ты из школы как будущий руководитель или станешь исполнителем. Как говорится все в руках корпоративной культуры твоего класса.

 

Всего существует четыре типа, но в отдельности они редко встречаются. Чаще всего культура класса представляет собой смесь.

 

Корпоративная культура «Эйфелева башня»

К какому типу относится твой класс?Главное в этом классе - у каждого ученика есть своя роль. Ролей можно привести много. Например, если троечник, то независимо от твоих успехов в других делах, троечником останешься в глазах ровесников и учителей. Или роль «крутого». Крутой по жизни может быть неудачником, бестолковым, но его роль показывает его совершенно другим, успешным, умным. Часто роли сопровождаются кличками.

Наличие ролей еще пол беды, культура «Эйфелева башня» препятствует изменению твое роли. И главную роль здесь играет лидер. Это может быть учитель или один из учеников. Главная задача лидера не дать другим самостоятельно изменить свое положение в классе. Обычно для контроля в классе выстраивается иерархическая пирамида. Это облегчает контроль над классом.

Учитель может четко выделять любимчиков, которым позволяет оказывать давление на других учеников. Ученик-лидер может оказывать физическую и психологическую защиту своим приближенным. 

 Пример из жизни.

Учитель оказался слабым и лидерство в классе взял один из учеников. Вокруг него собралось окружение, которое терроризировало класс по указанию своего лидера. Успешные в учебе и внешкольной деятельности подавлялись в первую очередь. Чтобы закрепить иерархию лидер каждую неделю в определенный день проводил опросы о статусе каждого ученика. «Лучшие», «нормальные», «придурки»и «полный отстой». После опроса начиналась травля последних рангов.

Отказаться от опроса было сложно – несогласные сразу записывались в «отстой» и наказывались. Также наказывались те, кто голосовал не так и повышал чей-то ранг. Это рассматривалось как самостоятельность и несогласие с политикой лидера. Круговая порука.

Корпоративная культура «Эйфелева башня» отличатся частыми конфликтами. Ученики теряют способность к инициативе, особенно приближенные к лидеру, так как привыкают все делать с оглядкой на своего лидера. Чаще всего успеваемость класса снижается, да и стремление учится воспринимается как признак низкого ранга.

  

Корпоративная культура «Управляемая ракета»

К какому типу относится твой класс?В этом классе главной целью является задача. Для ее быстрого решения в классе формируются группы ребят, которые могут быстро и качественно выполнить какую-то задачу. Группы затем распадаются.

Целью может быть что угодно от конкурса стенгазет, до конфликта, о котором я сейчас расскажу.

Пример из жизни.

Перемена. Большая часть класса в коридоре. В классе несколько учеников, которые обсуждают что-то смешное. Учительница в каком-то припадке вскакивает и бьет указкой одному из учеников по голове, якобы за шум в классе. Указка пополам. Администрация школы решила прикрыть учителя, свалив вину на пострадавшего ученика. Ученика запугали, пригрозив проблемами. А дальше бунт. В классе формируется инициативная группа, которая берет на себя обязанность защитить одноклассника, ведет переговоры с администрацией, направляет действия остальных учеников. В инициативную группу были выбраны ученики, умеющие убедительно говорить, обладающие авторитетом в классе, стойкие психологически.

Другой пример. Выезд за город на отдых организует группа учеников, которым класс делегирует полномочия. Без участия учителей.

 В классе с корпоративной культурой «Управляемая ракета» учиться комфортно. Имеющие способности и амбиции могут их реализовать. Остальные учатся на их примере. Класс вырабатывает собственные и принимает общешкольные правила, а главное им следуют. В классе процветает самостоятельность, ответственность, уважение за успехи.

 

Корпоративная культура «Инкубатор»

К какому типу относится твой класс?В этом типе культуры первостепенное значение отводится личности. Ученые говорят, что этот тип существует в художественных, спортивных школах, где цели талантливого ученика ставятся выше целей школы или класса.

Но изменения условий «под талантливого» вызывает недовольство других. Чем он лучше меня? – задаются вопросом менее успешные и создают проблемы своему более успешному однокласснику. Культура «Инкубатор» это жесткая конкуренция. И иногда без правил.

 

Корпоративная культура «Семья» 

К какому типу относится твой класс?Все предыдущие виды корпоративной культуры могли быть связаны как с учениками, так и учителями. В «Семье» главная роль принадлежит учителю, строгому учителю, который использует власть на всю катушку.

С таким типом ты сталкивался в начальной школе, где «дисциплина» единственное понятие у учителя. Вы пришли сюда учится и точка. Есть правила и вы обязаны.

Соблюдение правил открывает доступ к учителю, обычно дистанцирующемуся от своих учеников. В классе процветает формализм, нередко стукачество.

Культура «Семья» обладает и положительным характером.  Ведь насажать свою власть учитель может и посредством искусства преподавания. Учитель настолько интересно ведет урок и ты с удовольствием ходишь на его уроки, что требование «ходить строем» у тебя не вызывает негатива. Наоборот испытываешь общность с этим учителем. Семья.