^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

 

Дорогие ребята и уважаемые родители, а так же любые взрослые небезразличные к судьбе детей и подростков!

Детский Телефон Доверия работает для Вас и ради Вас. Вы можете обратиться за помощью в любое время с понедельника по пятницу с 9.00-21.00, в субботу с 9.00-16.00. По вопросам, требующим экстренной психологической помощи: жестокое обращение, сексуальное насилие по отношению к ребёнку, суицидальные мысли или тяжелое эмоциональная состояния, любые сложные и экстренные ситуации, возникающие в жизни. Кроме этого вы можете обратиться на ДТД по вопросам детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, и любым другим вопросам, касающимся жизни и деятельности детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированными специалистами, абсолютно бесплатно, анонимно и конфиденциально, с любого телефона при любом тарифном плане из любой точки России! Звоните и Вам помогут. Наша помощь на расстоянии Вашего звонка.

Особенности родительского влияния на формирование гендерных ролей детей в неполных семьяхСемья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность  ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.

При воспитании в неполной семье особое значение имеет представление ребенка об отце и тип отношения к нему матери Р. В. Овчарова выделила три типа такого отношения в  семейном воспитании детей без отца:

1. Первый тип отношений определяется тенденцией матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда не было. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца, и мать приняла решение о рождении ребенка и его будущем воспитании самостоятельно. Но и в этом случае ей придется дать необходимые разъяснения ребенку, когда он спросит. Если же дети знали отца, помнят его, такое поведение матери, вряд ли будет разумным.

2. Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца. Подобное поведение матери, при любом положении вещей, следует считать неблагоприятным. Негативное отношение матери к отцу ребенок может истолковать как несправедливое, это приведет к нарушению контакта между мамой и ребенком, который так необходим в неполной семье.

3. Третий тип воспитания без отца, наиболее разумный и благоприятный, связан с представлением о нем, как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками, слабостями. Это самая трудная позиция для матери, но самая приемлемая для воспитания ребенка. Если мать последовательно реализует эту позицию, это позволит преодолеть основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца.

Следовательно, любое несогласие между родителями независимо от породивших его причин отрицательно сказывается на развитии ребенка. В неполных семьях на мать ложится особая ответственность заменить ребенку отца. Очень часто это невозможно, и ребенок получает одностороннее воспитание, что приводит к формированию негативных черт характера.

В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Особенно это заметно в семье разведенных супругов. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с ребенком, наблюдаются две крайности. Одна из них — применение жестких мер воспитательного воздействия, в первую очередь по отношению к мальчикам. Обусловливается подобное отношение, по мнению специалистов, тем, что мать ревниво относится к встречам сына с отцом, испытывает к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за имеющихся у мальчика нежелательных черт характера бывшего мужа. Угрозы, порицания и физические наказания матери чаще применяют к мальчикам. Сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для снятия нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о предшествующих конфликтных отношениях в семье.

Вторая крайность в поведении матери после развода заключается в том, что она стремится своим влиянием компенсировать то, что, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую позицию, сдерживающую инициативу ребенка, что способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой извне, эгоистической личности.

Причины существующего положения вещей могут быть различны. Некоторые авторы считают, что данная проблема не нова и ее истоки следует искать в исторической традиции создания социальной дистанции между отцом и детьми ради поддержания отцовской власти. У некоторых народов существуют строгие правила избегания, делающие взаимоотношения между отцом и детьми чрезвычайно сдержанными.

Но многие авторы не согласны с такой точкой зрения и считают, что причины ослабления отцовского влияния, скорее психологического характера:

1. Дисгармония супружеских отношений, которая порождает дисфункциональные детско-родительские отношения;

2. Отсутствие у мужчины эмоционального контакта с собственным отцом в детстве. По мнению В.А Захарова: «тем, кто не были сыном отца, трудно стать отцом сына»;

3. Неготовность мужчины стать отцом. Мужчине гораздо сложнее, чем женщине, воспринимать ребенка как продолжение себя. Женщина подготавливается к общению с ребенком задолго до его рождения и в процессе родов. В период беременности у женщины появляется новый сенсорный опыт, начинается процесс духовного принятия ребенка;

4. Чрезмерная занятость на работе и многое другое.

Тем не менее, отцовское воспитание не менее важно, чем материнское. Во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, который часто, к сожалению, не используется, а в неполных семьях тем более. Для сына отец — образец, поведение которого он сознательно или неосознанно копирует, а для дочери  отец часто предстает прототипом ее будущего мужа. Перенятое в раннем детстве нередко остается на всю жизнь, в значительной мере определяя поведение. В целом, супружеские конфликты всегда отражаются на детско-родительских отношениях, а дети не должны видеть взрослых проблем. Следовательно, независимо от причин, по которым происходит нарушение целостности семьи, последствия любой деформации всегда плачевны.

Как следствие, распад семьи – это всегда травма, и не только для супругов, но и для их детей. Адаптация детей после распада семьи происходит чаще всего очень тяжело, что приводит к следующим последствиям: зачастую фактическая потеря общения с одним из родителей (обычно с отцом); проецирование своего горя родителем на детей; формирование эмоционально ранимой, несамостоятельной, эгоистической личности ребенка; деформация гендерных ролей у родителя, передаваемая детям.

 

Шалдова О. А. -  социальный педагог

«Центра психолого-медико-социального сопровождения»