^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

 

Дорогие ребята и уважаемые родители, а так же любые взрослые небезразличные к судьбе детей и подростков!

Детский Телефон Доверия работает для Вас и ради Вас. Вы можете обратиться за помощью в любое время с понедельника по пятницу с 9.00-21.00, в субботу с 9.00-16.00. По вопросам, требующим экстренной психологической помощи: жестокое обращение, сексуальное насилие по отношению к ребёнку, суицидальные мысли или тяжелое эмоциональная состояния, любые сложные и экстренные ситуации, возникающие в жизни. Кроме этого вы можете обратиться на ДТД по вопросам детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, и любым другим вопросам, касающимся жизни и деятельности детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированными специалистами, абсолютно бесплатно, анонимно и конфиденциально, с любого телефона при любом тарифном плане из любой точки России! Звоните и Вам помогут. Наша помощь на расстоянии Вашего звонка.

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

для детей нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи

Научно-практическая лаборатория по разработке технологий работы с неблагополучными семьями, профилактике социального сиротства

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

 

Методические рекомендации

для специалистов учреждений системы профилактики

по работе с трудными подростками

 

Смоленск

2012

 

Содержание

Введение

4

Часть 1. Психологические и социальные факторы

формирования проблем в подростковом возрасте………………….

5

1.1. Особенности развития в подростковом возрасте……………......

5

1.1.1. Особенности психофизиологического развития подростка…….

5

1.1.2. Личность подростка. Самосознание и образ «Я» в отрочестве…

8

1.1.3. Общение подростка с взрослыми и сверстниками………………

16

1.1.4. Специфика познавательных психических процессов

и речи подростка…………………………………………………………..

20

1.1.5. Эмоциональная сфера. Нравственное развитие подростка……..

24

1.2. Трудный подросток и семья………………………………….……..

27

1.2.1. Семья как институт социализации подростка……………………

27

1.2.2. Стили семейного воспитания……………………………………..

30

1.2.3. Факторы, влияющие на появление отклонений в поведении

подростка………………………………………………………………….

34

Часть 2. Анализ социально-психологических характеристик

подростков и их семей, обратившихся за консультацией

в СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального

сопровождения»…….…………………………………………………….

44

Часть 3. Психологическое сопровождение и коррекция

социально-психологических проблем трудных подростков……….

58

3.1. Диагностика психологических проблем подростков………………

59

3.2. Индивидуальное консультирование, как направление

психологической помощи подростку……………….………………..….

62

3.3. Виды психокоррекционных технологий социально-

психологического сопровождения…………………………….…………

64

3.3.1. Психологическая помощь подросткам

при расстройстве настроения…………………………………………….

65

3.3.2. Психологическая помощь подростку при страхах и тревоге…..

70

3.3.3. Помощь подростку в преодолении одиночества и депрессии….

74

3.3.4. Рекомендации по оказанию психолого-педагогической

помощи подросткам при акцентуациях характера……………………..

77

3.3.5. Групповые виды помощи трудным подросткам…………………

102

3.3.6. Работа с родителями подростка…………………………………..

105

Литература………………………………………………………...……..

109

Приложение……………………………………………………………...

111


Введение

Традиционно в психологии развития подростковый возраст рассматривался как сложный кризисный период: переход из мира детства в мир взрослых сопровождается бурными изменениями в организме человека, попыткой познать постоянно меняющееся «Я», осознанием своих новых возможностей и новой ответственности. Сегодня эти сложности подросткового периода усугубляются ослаблением влияния  традиционных институтов воспитания: семьи и школы; расширением доступности огромного потока информации, из которого ребенок с несформировавшимся критическим мышлением усваивает отнюдь не самые полезные образцы поведения. Понятие «трудный подросток» превратилось из житейского в научный термин, употребляемый в ситуациях, когда, на первый взгляд, психические характеристики не выходят за пределы нормы развития, но при этом поведение подростка доставляет большие проблемы семье, окружению и ему самому. Все это приводит к необходимости изучения психологических причин формирования различных «трудностей» и разработки практических рекомендаций для специалистов и родителей по предупреждению или коррекции негативных психических новообразований подросткового возраста.

В представленном методическом пособии подробно рассмотрены особенности развития всех сторон психики и личности в подростковый период. Анализ исследований видных отечественных и зарубежных психологов позволяет понять внутреннюю логику психического развития подростка, становления его «Я», определить те «переломные моменты», когда подросток нуждается в посторонней помощи и поддержке. Особое внимание уделяется влиянию семейных факторов на формирование личности подростка, при этом учитываются те изменения, которые происходят сегодня в самой семье. Также в пособии представлены результаты исследования, основанного на анализе консультационной работы психологов Центра психолого-медико-социального сопровождения по обращениям родителей подростков. Полученные в ходе количественно-качественного анализа данные позволили выделить наиболее распространенные психологические трудности подросткового периода и представить соответствующие рекомендации по работе с ними. В пособии предлагаются разнообразные направления психологической работы с подростками, приводятся конкретные методики, упражнения и рекомендации для подростков, педагогов и родителей.

Более подробно с данным методическим пособием можно познакомиться в Департаменте Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи,  СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»  для детей, нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи и в библиотеке СмолГУ.