^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Проблема агрессивности одна из самых значительных.Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессивность – личностная характеристика, приобретенная и зафиксированная в процессе развития личности на основе социального научения в агрессивных реакциях (действиях) наразного рода раздражители.

Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции.

Агрессивные действия могут выступать в качестве средства достижения цели, самоцели, удовлетворяющей потребность в самореализации и самоутверждения.

По мнению А. Басса и А.Дарки, агрес­сивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вер­бальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое на­силие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.

Категории агрессии по А. Бассу.

Тип агрессии

Примеры

Физическая – активная – прямая

 

 

Физическая – активная – непрямая

 

Физическая – пассивная – прямая

 

 

 

Физическая –пассивная – непрямая

 

 

Вербальная – активная – прямая

 

Вербальная – активная – непрямая

 

Вербальная – пассивная – прямая

 

Вербальная –пассивная – непрямая

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

 

Агрессия возникает потому, что человек конституционально «запрограммирован» на подобные действия.

В первые годы, жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

Попав в ситуацию, когда потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

- совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

- восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном - с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.

Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

У многих людей, особенно агрессивных по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется неважно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому когда путы страха сбрасываются (ослабление власти, смута, пребывание в толпе), а внутреннего контроля - совести - нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит. И не нужно удивляться поведению наших юных футбольных и хоккейных фанатов после неудачных выступлений их любимых команд.

Развитие внутреннего контроля у детей и подростков идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей мы добиваемся одобрения своего поведения. А «исправляя ошибки» после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, зато когда видят его со стороны - сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

В подростковом возрасте дети, как известно, стараются избавиться от зависимости от родителей и вести себя максимально самостоятельно. В своем поведении они идентифицируются уже не с отцом или матерью, а с другими значимыми для них людьми - старшими друзьями, авторитетными педагогами, киногероями и пр. И здесь агрессивный ребенок ведет себя не так, как более спокойные дети: он противостоит родителям гораздо больше. Эти ребята чаще и лучше общаются со сверстниками, даже с малознакомыми мужчинами, чем с отцами, к которым стараются не обращаться за помощью без особой необходимости. А если жизнь заставляет прибегнуть к родительской поддержке, то это вызывает у них раздражение и неудовольствие.

Чего добиваются дети и особенно подростки своей агрессивностью? Они хотят, чтобы от них отстали, и, в конце концов, получают свое: от них не ждут больших достижений и реже требуют выполнения обязанностей. Имея двоих или более детей, замученная мать нередко взваливает больше дел на менее агрессивного ребенка (он называется «послушным»), вызывая у того чувство неудовольствия и комплекс неполноценности, но так ей поступить легче. Более агрессивного ребенка оставляют в покое и дают больше свободы. Однако и агрессивные дети платят за это свою цену: они хуже социализируются, поскольку не усваивают опыт взрослых и не участвуют в разных способствующих взрослению делах.

Дети, изменившие свое поведение в результате внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются при­вить, своими внутренними ценностями. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказаний в дальнейшем. По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного по­ведения, но не устраняет его.


БАССА-ДАРКИ ОПРОСНИК

Опросник личностный, разработан А. Басса и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника авторами использовались следующие принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

По мнению авторов, под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность)).

При разработке диагностического инструментария А. Басс, также разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

Данный опросник широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокиевалидность и надежность. Опросник используется также и в отечественных работах (С. Н. Ениколопов, 1989 и др.), однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются.

Адаптированный А.К. Осницким, вариант теста предполагает 4 возможных ответа для испытуемого «да», «пожалуй да», «пожалуй нет», «нет». Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.

 

Содержание

Стимульный материал:

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет

5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет

15. Я часто бываю несогласен с людьми да нет

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет

21. Меня немного огорчает моя судьба да нет

22. Я думаю, что многие люди не любят меня да нет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет

26. Я не способен на грубые шутки да нет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет

30. Довольно многие люди завидуют мне да нет

31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет

34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет

54. Неудачи огорчают меня да нет

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет

60. Я ругаюсь только со злости да нет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет

67. Я часто думаю, что жил неправильно да нет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет

72. В последнее время я стал занудой да нет

73. В споре я часто повышаю голос да нет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

 

Ключи

Ключи:

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0 вопросы: 1,25,31,41,48,55,62,68,

"нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 9,7

2. Косвенная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0 вопросы: 2,10,18,34,42,56,63,

"нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 26,49

3. Раздражение:

"да"= 1, "нет" = 0 вопросы: 3,19,27,43,50,57,64,72,

"нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 11,35,69

4. Негативизм:

"да" = 1, "нет" = 0 вопросы: 4,12,20,28,

"нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 36

5. Обида:

"да" = 1,"нет" = 0 вопросы: 5,13,21, 29, 37,44,51,58

6. Подозрительность:

"да" = 1, "нет" = 0 вопросы: 6,14,22,30,38,45, 52,59,

"нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 33,66,74, 75

7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0 вопросы: 7, 15, 23, 31, 46,53,60,71,73,

"нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 33, 66, 74, 75

8. Чувство вины:

"да" = 1,"нет" = 0 вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3.