^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Буллинг – психолого-педагогические причины и следствияЖертвой жестокого обращения в детской среде может стать любой ребенок. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими. В «группу риска» попадают дети с физическими недостатками, другой национальности, необычным поведением и т.д. Жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений. У детей, пострадавших из-за жестокого обращения, могут возникнуть социально-опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (ПАВ-зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость). Рассмотрим некоторые формы детской жестокости.

В скандинавских и англоязычных странах используются следующие термины: притеснение, дискриминация, моббинг (преимущественно групповые формы притеснения ребенка), буллинг. Последний термин используется в специальной литературе наиболее часто. Считается, что он полнее всего отражает суть обсуждаемого нами явления. Д.Лейн и Э.Миллер (2001) ассоциируют этот термин с травлей и определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного ребенка или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Мотивация к буллингу и моббингу различна: месть, восстановление справедливости, инструмент подчинения лидеру, конкуренция, неприязнь, садизм акцентуированных и дисгармонично развивающихся личностей.

Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство, прежде всего, тем, что школа – универсальное место для разрядки многочисленных негативных импульсов. В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой» Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве школы, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две большие группы:

1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;
2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

 

Выявление и диагностика медико-психологических последствий буллинга (моббинга)

Объективные сложности раннего выявления буллинга в нашей стране ограничивают возможность целенаправленной работы в этом направлении. Выявление буллинга носит случайный и эпизодический характер. В этой связи каждый педагог, психолог или социальный работник должен быть готов к встрече в своей профессиональной деятельности с буллингом, чтобы распознавать основные проявления его наиболее тяжелых последствий: насильственного, суицидального и зависимого поведения. На практике в нашей стране больше ориентируются на выявление детей и подростков, относящихся к группе риска по буллингу.

 

К факторам, позволяющим отнести ребенка к группе риска по буллингу относятся:

- множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – все это характерно для жертв травли.

- провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative victims) – это дети и подростки, которые вследствие их личностных особенностей могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д. уже, с точки зрения «обычных» школьников, может явиться достаточным поводом для негативного отношения.
- стигматизация – расовые (национальные) и физические особенности ребенка, не только физические недостатки, например, «заячья губа» или тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности. Необычный цвет волос, тембр голоса, форма ушных раковин и т.д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле.

В ситуации травли всегда есть:

  • ? Зачинщики.
  • Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе.
  • Агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву и др.
  • ? Преследователи.

Некоторые из них:

  • подчиняются «стадному чувству»;
  • пытаются заслужить расположение лидера класса;
  • боятся оказаться в положении жертвы или не решаются пойти против большинства.

 

На проявления буллинга (моббинга) все дети реагируют по-разному. При наблюдении за детьми, страдающими от буллинга (моббинга) могут обнаружиться их следующие особенности:

Поведенческие особенности:

- дистанцированность от взрослых и детей;

- негативизм при обсуждении темы буллинга;

- агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности:

- напряженность и страх при появлении ровесников;

- обидчивость и раздражительность;

- грусть, печаль и неустойчивое настроение.

У подвергающихся хроническому стрессу несовершеннолетних снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; возникают психосоматические расстройства (классические рвоты детей перед школой, вегето-сосудистая дистония, тахикардия, брадикардия, энурез и др.)

Достоверная информация может быть также получена в результате искренней беседы специалиста и пострадавшего ребенка. Однако это возможно далеко не всегда и к тому же требует особой подготовки. С другой стороны, любой педагог, психолог или социальный работник должен быть готов к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению исповеди травмированного ребенка о травле другими детьми, если последний решил ему открыться. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. В этом случае может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия. Дети в качестве доверенного лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых. За родителями, которые могут и потерять доверие своих детей, в качестве таких положительных идеалов доверия часто следуют педагоги и психологи. Крах детской надежды может привести к фатальным последствиям.

Для определения ситуации буллинга (моббинга) и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико-психологического обследования. Необходимо опросить как самого пострадавшего, так и возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей. Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

- реальность самого буллинга;
- его длительность;
- его характер (физический, психологический, смешанный);
- основные проявления буллинга;
- участники (инициаторы и исполнители буллинга);
- их мотивации к буллингу;
- свидетели и их отношение к происходящему;
- поведение жертвы (пострадавшего);
- динамику всего происходящего;
- прочие важные для диагностики обстоятельства.

 

 

Помощь детям, пострадавшим от насилия

Чем раньше пострадавшему начинает оказываться профессиональная помощь, тем лучше прогноз (психолого-педагогическая, психотерапевтическая, психиатрическая (в зависимости от тяжести состояния пострадавшего). Работа должна охватывать все сферы поражения пострадавших с учетом их состояния (соматическую, психическую, социальную). Терапевтическая помощь уже начинается с интервью, о котором говорилось ранее.

Важная роль отводится работе по налаживанию отношений с социальным окружением. Необходимо разделение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.

 

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга (моббинга)

- Первичная профилактика реализовывается по трем направлениям:
- Создание условий недопущения буллинга (моббинга).
- Скорейшее и грамотное разобщение ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями.
- Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле, как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С «ОТВЕРЖЕННЫМИ».

 

1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников

Петя отвечает у доски, ошибается или пишет не очень красиво. Одноклассник злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо высказать свое отношение к этой ситуации, сказав, что неудача товарища не может быть поводом для веселья или злорадства. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.

2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников

Учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?».

3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете

С Витей, умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность — он описался на уроке. Ребята стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учитель стал задавать к Вите сложные вопросы, поручать ответственные задания, с которыми он успешно справлялся. Скоро ребята обратили внимание, как много Витя знает, как интересно рассказывает, и досадное происшествие постепенно забылось.

4. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.

5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.

6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.

7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

Учитель собрала свой пятый класс в отсутствии намечающегося изгоя и обсудила с ними, почему они все ополчились против него. Обратила их внимание на его положительные качества. И в заключение попросила ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе'?» Оказалось, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке. После разговора отношение к однокласснику изменилось.

 

Рекомендации педагогам.

 

  1. Оставаться спокойным и контролировать ситуацию;
  2. Отнестись к случаю или к рассказу о нем серьезно;
  3. Оказать поддержку потерпевшему;
  4. Показать обидчику своё отношение к ситуации;
  5. Оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего;
  6. Помнить, что наказание должно соответствовать проступку;
  7. Проговорить с коллективом сверстников определившуюся проблему;
  8. При необходимости привлечь родительскую общественность.

 

По материалам сайта :www.nsportal.ru