^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Метод песочной терапии в психологическом консультированииПесок – загадочный материал, он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного.

 

Эти образы появляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции) экспрессии клиентов. Одинаково успешно применяется в работе со взрослыми и детьми.

Метод песочной терапии можно использовать в работе с подростками и взрослыми со следующим спектром проблем:

  • различные формы нарушений поведения;
  • сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками;
  • психосоматические заболевания;
  • повышенная тревожность, страхи;
  • сложности, связанные с изменениями в семье (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (адаптация к жизни).

 

Применять метод песочной терапии можно для развития мелкой моторики. Песочные игры, отличное развивающее занятие для детей. В таких играх развивается не только мелкая моторика, но и глазомер, мышление, фантазия, концентрация внимания и усидчивость.

Вот несколько упражнений, развивающих мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук.

«Замки из песка и камней». Дети должны чаще играть с песком и камешками. Пусть малыши рисуют пальчиками на песке, строят башенки, лопатками набирают его в свои машинки и высыпают обратно. Пусть собирают камешки, предположим, в одну кучку – мелкие, в другую – крупные, затем можно кучки смешать и попросить ребенка, чтобы он проделал все заново.

«Поиски предмета» . Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5–10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб малыш с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

Использование песочной терапии в речевом и познавательном развитии дошкольников.

Артикуляционные упражнения.                                             

«Лошадка»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

 «Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

Автоматизация звуков.

 

«Сильный мотор»

Произносить звук «р» , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву «Р» , произнося одновременно звук «Р» . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик»

Произносить звук «Р» (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

«Горочка»

Набрать в руку песок и произносить звук «С» , насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком «С» и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Спрячь ручки»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Два города»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Рекомендации для специалистов практикующие работу с песком?

  Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.

  Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

  Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Песочная терапия как любой проективный метод требует высокого профессионализма от специалиста, сосредоточенности, терпения и концентрации на процессе.  Специалист должен быть готов оказывать клиенту поддержку,  «взять» на себя роль помощника   т.к.  процесс песочной терапии часто вызывает сильные эмоции, делает видимым те события или состояния, которые до сих пор клиентом не осознавались. Есть множество качеств и навыков, которыми должен обладать песочный терапевт для эффективной работы с клиентом. Во-первых, ему необходимо хорошо знать и понимать все этапы развития человека, в том числе этапы развития его психологических процессов, и многое другое. Во-вторых, он должен иметь представление о человеческом теле, органах и соматических болезнях.

Метод песочной терапии используется  в  гештальт-терапии, групповой психотерапии, семейной терапии, арт-терапии  – это позволяет психологу расширить свои диагностические и коррекционные  возможности в работе  с детьми и взрослыми, особенно в случае закрытости клиента или избегания обсуждения отдельных тем. Используя данный метод, психолог  одновременно  может решать задачи диагностики, коррекции и развития, клиент решает задачи самовыражения, самоактуализации. Развитие сюжета песочницы помогает психологу видеть динамику продвижения клиента, застойные ситуации, которые требуют дополнительного ресурса либо проработки, показывает на каком этапе находится клиент. Цикл, через который проходит сюжет песочных картин, может длиться несколько месяцев. Циклы сменяют друг друга вместе со сменой актуального внутреннего конфликта клиента.

Топография песочных картин также дает много материала психологу для понимания состояния клиента. Существует несколько схем песочной топографии (Руфь Амэн, Доры Кальф, Анны Скавитиной), по которым можно увидеть: что актуально для клиента, что связано с матерью, что с отцом, что представляет из себя персона, теневые аспекты. Можно увидеть, как воспринимает клиент сам себя, свое место в социуме; наличие резервных сил, состояние прогресса или регресса; проявляется невротическая, пограничная или психотическая составляющие.

 Работа с песком, моделирование «миров» в песочнице развивает личность всех участников процесса: психолога и клиента, родителя и ребенка, создается невидимый мост между ребенком и взрослым, сближаются  родители и дети.

Преимущество песочной терапии выражаются в том, что она:

  • способствует  процессу индивидуализации;
  • снимает скованность, освобождает творческий потенциал, внутренние чувства, обостряет  восприятие и актуализирует воспоминания;
  • развивает воображение, обеспечивает многократный опыт благодаря множественности символических значений;
  • создает мост между бессознательным и сознательным, внутренним и внешним, духовным и физическим, невербальным и вербальным;
  • позволяет снять контроль сознания, обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного или неправильного пути;
  • является естественным языком для детей;
  • не имеет ограничений для использования с людьми разных культур, рас, возрастов и интеллектуальных статусов;
  • дает клиенту возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни;
  • служит дополнением к другим методам психокоррекционной и психотерапевтической работы;
  • обеспечивает психологу возможность личной психотерапии.

 

Включение в традиционные педагогические занятия  элементов песочной терапии  дает больший воспитательный  и образовательных эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность,  как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры  и  коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

Опыт применения песочной терапии в рамках работы психолога показывает, что различные модификации песочной терапии могут быть очень эффективными в работе не только психологов и психотерапевтов, но и учителей, дефектологов, социальных работников и логопедов.

 

Источники литературы

  1. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. - 340 с.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.
  4. Интернет-ресурсы. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Песочная терапия.