^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Дети с синдромом Дауна имеют определенный «фенотипический профиль обучаемости» с характерными сильными и слабыми сторонами развития.

Опираясь на сильные стороны в обучении детей с синдромом Дауна, можно наиболее успешно планировать учебный процесс и содержание учебного материала.

Таким детям свойственно относительно хорошее зрительное восприятие, зрительная память и способность к наглядному обучению, поэтому на занятиях необходимо использовать наглядную опору – демонстрационный и раздаточный материал.

 

К числу сильных сторон детей с синдромом Дауна относится хорошая способность к подражанию, умение учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение, что позволяет использовать на занятиях действия по подражанию и по образцу. В качестве объяснения можно использовать совмещенное действие. Хорошо работают приемы произнесения ответов детьми вместе с дефектологом хором и индивидуально, а также по образцу.

Дети хорошо запоминают стихи и шаблоны фраз, которые могут заучивать наизусть и далее использовать в своих ответах.

Хорошая способность детей с синдромом Дауна обучаться на практических занятиях в процессе предметной деятельности позволяет повысить результативность обучения с помощью использования различного материала, который служит подкреплением устной инструкции, а также наглядных пособий для демонстрации задания на доске.

Практический опыт работы в группе подготовки к школе детей с синдромом Дауна показывает, что в обучающей работе важно опираться на предметно-практическую деятельность, воспринимать инструкцию, и действовать в соответствии с ней. Включаться в групповой обучающий процесс детям легче в ходе практической деятельности и выполнении заданий с предметами, поэтому необходимо как можно чаще предлагать им не только демонстрационный материал, но и раздаточный, который они могли бы использовать соответственно целям и задачам занятия или обследовать различными способами.

Знание индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе, уровень его развития и планирование на их основе среды, многоуровневых заданий и инструкций, а также предполагаемых способов ответа позволяет сделать процесс обучения более эффективным. Например, для ребенка, испытывающего трудности с устными ответами, можно использовать определенные жесты, пиктограммы или символы, опорные карточки, с помощью которых он может показать свой ответ.

Трудности, возникающие у детей с синдромом Дауна при овладении математикой, связаны с тем, что математические действия требуют довольно высокого уровня абстрактного мышления, хорошей кратковременной памяти и способности оперировать несколькими понятиями одновременно. Для овладения математическими представлениями необходимы те функции и способности, которые у детей с синдромом Дауна снижены: понимание причинно-следственных связей, относительности понятий, сравнения, а также возможности использования математического языка, то есть терминов.

   Дети с синдромом Дауна не в состоянии воспринимать длинные инструкции на слух, что затрудняет работу в форме слуховых диктантов, а также удерживание и использование промежуточных результатов вычислений. Поэтому им трудно даются сложение и вычитание, а значит, им необходима дополнительная наглядная опора.

   При работе над формированием элементарных математических представлений дефектологу необходимо учитывать особенности развития экспрессивной речи детей с синдромом Дауна, возможность или невозможность дать краткий или развернутый ответ, пояснить свои действия.

   Важно принимать в расчет присущую детям с синдромом Дауна сниженную скорость восприятия материала и формирования ответа, давая им дополнительное время.

   Особенности мелкой моторики накладывают свои ограничения на использование графических заданий для диагностики и закрепления математических навыков. Ребенок может не выполнить задание не из-за трудностей понимания и усвоения материала занятия, а из-за недостаточно развитых навыков мелкой моторики. По этой же причине затруднена графическая работа по мелким клеточкам и задания, в которых требуется сгибать листы бумаги. Графические задания использовать необходимо, но с обязательным учетом возможностей каждого ребенка.

   Поскольку детям с синдромом Дауна трудно концентрировать и удерживать внимание на отдельных предметах. Работа на доске должна сопровождаться индивидуальной предметно-практической работой каждого ребенка. Доска используется только для кратковременных демонстраций.

   Задания по формированию математических представлений, которые предлагаются детям в группе подготовки к школе, можно условно объединить в разделы:

  1. Представления о величине.
  2. Представления о форме.
  3. Пространственные представления.
  4. Временные представления.
  5. Количество и счет.

   Планирование работы по формированию элементарных математических представлений для группы подготовки к школе дефектолог выстраивает в соответствии с принципом концентричности, то есть разделы остаются неизменными, а содержание усложняется от этапа к этапу, что позволяет формировать у детей достаточно прочные знания и умения.

   Оценка усвоения материала учитывает индивидуальные особенности ребенка, В зависимости от успехов детей дефектолог упрощает или усложняет программный материал.  

   Программа по формированию элементарных математических представлений строится так, чтобы изучая одну и ту же тему, дети получали задания разной степени сложности, чтобы инструкции давались в доступной форме, и чтобы при необходимости у них всегда была возможность использовать дополнительный наглядный материал.

   При построении занятий необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с нарушением интеллекта: игровую форму обучения; смену видов деятельности; доступность программного материала; обеспечение переноса знаний и умений в новые условия. При обучении детей с синдромом Дауна требуется большое количество упражнений, повторений, но эти повторения не должны быть однообразными. Они проводятся на разном материале, в различных игровых ситуациях и в разном оформлении. Игровая форма оживляет многочисленные повторения и позволяет сохранить у детей мотивацию к их выполнению.

   Подбирая задания для группы подготовки к школе, учитель-дефектолог учитывает цели и задачи обучения, внимательно относится к особенностям развития каждого ребенка, стремится к тому, чтобы каждый участник группы был максимально включен в работу.

   При обучении детей с синдромом Дауна элементарным математическим представлениям важна не столько длительность занятий, сколько их регулярность и последовательность. Четко подобранный план занятий и тщательно отобранный материал будут способствовать усвоению детьми необходимых знаний и навыков.

 

Новикова Т.Е.

учитель-дефектолог