^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Синдром Дауна - врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями.

Современные исследования показывают, что практически все дети с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой категории их интеллектуальный уровень сильно различается - от легкой степени умственной отсталости до тяжелой (Л. Кулин, 2003, О.И. Пальмов, 2006, Л.Ю. Панарина, 2004). Накопленный практический опыт Центра оказания ранней помощи семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна «Даунсайд Ап» в Москве показывает, что коэффициент интеллектуальности большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которой соответствует средняя степень задержки в развитии. Хотя бытует мнение, что все дети этой категории имеют глубокие интеллектуальные нарушения, что стало причиной устойчивого восприятия детей с этим синдромом, как детей, не подлежащих обучению.

 

Речь у особых детей появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Они могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными, могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Существует большая практика воспитания детей в специальных учреждениях и в условиях семьи показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению. Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе. Наблюдения за этими детьми, изучение их деятельности и поведения позволяют говорить о том, что при низких интеллектуальных способностях этих детей все же удается выявить у них «элементы обучаемости», то есть более сохранные компоненты познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, на которые могут опираться воспитатели в процессе коррекционной работы.

В обучении детей с синдромом Дауна существует программа рисования и подготовки к письму. В ней подробно рассказывается, что надо делать, например, перерисовывать по образцу, рисовать геометрические фигуры, как развивать графический навык. Таким же способом ребенка можно учить буквам и цифрам.

Ребенка с синдромом Дауна нужно обучать счету с помощью программы обучения числам от 1 до5 , где можно использовать:

   - механический счет от (например, табло с цифрами);

- счет движущихся предметов (например, детские машинки)

- счет фиксированных предметов (например, можно использовать магнитную доску, с различными яркими магнитами)

- счет беспорядочно движущихся предметов (можно использовать детскую железную дорогу)

- счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от 1 до5;(например на магнитную доску цифры прикреплять в разброс)

- механический счет путем называния чисел (обязательно называть числа по порядку)

- счет и определение размеров набора из 1-5 предметов (можно использовать любые знакомые ребенку игрушки разных размеров)

- называние по порядку чисел от 1 до 5.

Также при счете помимо игрушек можно использовать карточки с цифрами. Сюда также можно отнести

- механический счет до предъявленного числа

- отбор карточек с числами от 1 о 5;

- отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от 1 до 5;

- сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками от 1- до 10[i].

Когда ребенок с синдромом Дауна освоил программу обучения числам от 1 до 5 можно использовать ту же программу обучению счета от 1 до 10.

Дети с синдромом Дауна имеют те же права и должны иметь те же возможности для развития своего потенциала, что и все другие люди. Получая педагогическую помощь и необходимую социальную поддержку с самого рождения, они могут успешно развиваться, жить полной жизнью, быть достойными гражданами и полезными членами общества[ii].

Дети, страдающие нарушением интеллекта, способны выполнять простейшие виды домашних дел. Например, они могут вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду, поливать из детской лейки цветы и т.д. эти обязанности надо периодически менять, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой. Нужно всячески поощрять стремление ребенка с синдромом Дауна правильно выполнить работу, даже небольшие, подчас малозаметные успехи должны быть отмечены.

 

Список рекомендуемой литературы:

      Каролина Филпс Мама, почему у меня синдром Дауна? Москва.- Теревинф , 2012.

       Б.Ю.Кафенгауз Ребенок с наследственным синдромом. Опыт воспитания.

       Патриция Р. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна.

       Жильянова П.Н. Социальная адаптации детей раннего возраста с синдромам Дауна.

       Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей синдромом Дауна: Пособие для родителей .

       Есипова Т.П., Кобекова Е.А, Нерковская А.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста.

       Зимина Л. Солнечные дети с синдромом Дауна.

 

Список использованной литературы:

sunchildren.narod.ru/,

Б.Ю.Кафенгауз Ребенок с наследственным синдромом. Опыт воспитания

Журнал «Мама и Малыш», №03, 2005

www.centr45.ru Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Курганской области

 

[i] Сайт www.centr45.ru Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Курганской области

[ii] Журнал «Мама и Малыш», №03, 2005

 

Педагог-психолог

Терещенкова О.Д.