^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Поступление в школу – серьезное испытание для любого ребенка, тем более для ребенка с синдромом Дауна, и группа подготовки к школе, на наш взгляд, является обязательной ступенью, которая облегчает процесс адаптации к школьным требованиям и способствует более плавному и комфортному для ребенка вхождению в образовательный процесс. В подавляющем большинстве случаев дети с синдромом Дауна в семь лет не готовы поступать в школу, если не занимались в подготовительной группе, так как их особенности не всегда позволяют им быстро вписаться в школьный коллектив, поддерживать высокий темп обучения, принимать и выполнять все правила и нормы школьного процесса.

 

На базе «Центр психолого - медико – социального сопровождения» с октября 2014 года реализуется программа «Школа будущего первоклассника для детей с синдромом Дауна».

Основной целью подготовки ребенка с синдромом Дауна к школе является создание системы работы, направленная на коррекцию, развитие и расширение общего уровня развития ребенка, необходимого для готовности к школьному обучению, в частности мотивационную, эмоционально-волевую и интеллектуальную готовность.

При реализации данной программы мы применяем принцип наглядности обучения, а для улучшения результата подключаем осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний проходит небольшими шагами, одно задание поделено на несколько частей, что способствует повышение концентрации и устойчивости внимания у детей.

Программа включает с себя работу учителя-дефектолога, педагога-психолог, социального педагога и арт-педагога. Включение таких специалистов способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Занятия с учителем – дефектологом направлены на развитие познавательной активности, которые проявляется в повышение запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе, а так же формирование соответствующих элементов учебной деятельности.

Особое значение Арт-технологий для развития дошкольника и младшего школьника с синдромом Дауна заключается в том, что они позволяют прямо ставить перед детьми творческую задачу, развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие мелкой моторики и координации движения пальцев рук. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт.

Занятия педагога – психолога направлены на развитие важных психических процессов и формирование личностных черт, такие как саморегуляции. Дети учатся завершать осуществляемое действие, самостоятельная работа при выполнении упражнения. Создаем возможность самостоятельно найти и исправить свои ошибки, сравнивать свой результат с результатами других детей. Мотивируем выполнять больше правильных заданий, ради получения подкрепления извне. Повышение мотивации происходит посредством анализа занятия совместно с ребенком. Основная часть занятия в основном проводиться за партами, где детям предъявляются задания с учетом их индивидуальных особенностей по развитию пространственных представлений, восприятия цвет и форм, наглядно-образных действий. Занятия способствует интегрированию своих ощущений – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать на задания.

В особенностях познавательной сферы, мы наблюдаем, что у большинства детей с синдромом Дауна отмечается низкий объем и слабая концентрация внимания. Поэтому при построении занятия мы учитываем и организовываем правильное пространство, используем новые стимулы.

Все занятия имеют сходную структуру, поскольку важно было обеспечитьдетям необходимый эмоциональный комфорт и чувство безопасности. Для этого используются определенные и понятные детям ритуалы, обозначающие начало и конец занятия, а также смену видов деятельности. Кроме того, постоянная структура занятий позволяет детям хорошо ориентироваться в последовательности происходящего.

Группа подготовки к школе для детей с синдромом Дауна прекрасным способом профилактики дезадаптации, которая может возникнуть при поступлении в школу, а также способом коррекции имеющихся особенностей развития.

 

Тершукова О.М.

педагог-психолог