^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

 

Дорогие ребята и уважаемые родители, а так же любые взрослые небезразличные к судьбе детей и подростков!

Детский Телефон Доверия работает для Вас и ради Вас. Вы можете обратиться за помощью в любое время с понедельника по пятницу с 9.00-21.00, в субботу с 9.00-16.00. По вопросам, требующим экстренной психологической помощи: жестокое обращение, сексуальное насилие по отношению к ребёнку, суицидальные мысли или тяжелое эмоциональная состояния, любые сложные и экстренные ситуации, возникающие в жизни. Кроме этого вы можете обратиться на ДТД по вопросам детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, и любым другим вопросам, касающимся жизни и деятельности детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированными специалистами, абсолютно бесплатно, анонимно и конфиденциально, с любого телефона при любом тарифном плане из любой точки России! Звоните и Вам помогут. Наша помощь на расстоянии Вашего звонка.

В современной России активно развивается форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи.

Многолетний практический опыт работы специалистов с приемными родителями Смоленской области дает нам понимание того, что подготовка к приему ребенка в семью, последующая адаптация и дальнейшее развитие ребенка в семье складывается из множества различных факторов.

Главная задача, которая ставится перед приемными родителями - это обеспечение успешной социализации ребёнка в обществе, а так же способствование его гармоничному развитию в семье.  Реализация данной задачи сопряжена с необходимостью самому  родителю постоянно развиваться, формировать новые способности и способы деятельности, обновлять свои представления о ребёнке, а также формировать свои коммуникативные компетенции и эффективность взаимодействия со специалистами различных сфер.

Одной из главных составляющих успешной социализации приемных семей является установление границ ответственности помогающих специалистов и собственных.

Когда мы говорим о правовых границах, то имеем в виду границы законодательства, роль государства.

Когда мы говорим о психологических границах, то затрагиваем, прежде всего, домашнюю среду, в которой приемные семьи осуществляют воспитание детей, а также о соотношении этого процесса и частной жизни семьи.

В данной статье хотелось бы рассмотреть контекст профессиональной поддержки, которую необходимо оказывать приемной семье в следующих аспектах:

- как совместить, при помещении ребенка в приемную семью, необходимую профессиональную помощь и не задеть права граждан;

- совместить уважение к их правам и защиту семьи.

Каждая семья сталкивается с необходимостью установления определенных правил. Взаимодействуя друг с другом, супруги обозначают свое личное и общее пространство. Выстраиваются границы семейной системы, границы между поколениями в одной семье или между разными семьями. Так, например, в одной семье может быть представлено три поколения: дети, родители и их родители - бабушки и дедушки. Существует определенная иерархия, в которой распределяются роли и правила отношений, обозначается глава семьи.

Семейная система включает в себя подсистемы: супружеская подсистема - муж и жена, родительская подсистема - тоже муж и жена, но функционирующие не как супруги, а как родители ребенка,  сиблинговая подсистема - отношения братьев и сестер,  члены семьи как отдельные люди.

Правила, о которых договариваются члены семьи гласно или не гласно обозначают границы взаимодействия. Нарушение этих правил приводит к нарушению границ и конфликтам.

В зависимости от правил, царящих в семье, границы могут иметь разную гибкость и проницаемость. Так, в системной семейной терапии, выделяется три вида границ: ригидные, оптимальные и проницаемые. Хорошо сбалансированная семейная система имеет гибкие границы и способна удовлетворять потребности всех входящих в нее подсистем.

Проницаемость границ задает стиль жизни в семье. Семья с открытой внешней границей - «проходной двор» - полна гостей, приходящих без предупреждения, и иногородней родни, легко остающейся на ночлег. Для гостей не готовится специальное угощение, уборку квартиры после вечеринки нередко проводят сами гости, вынося мусор и расставляя по местам посуду. Дети жестко отделены от взрослых, например, они,  как правило, сами ложатся спать, сами делают уроки и вообще живут своей жизнью.

В семью с закрытой внешней границей невозможно попасть без предварительного согласования. В этих семьях тщательно убирают перед приходом гостей, а сам прием гостей - цепочка спланированных ритуалов. Дети из таких семей через скандал уезжают учиться в другой город, очень поздно женятся или, напротив, «сбегают » из дома под венец при первой возможности.

В семьях с размытыми внутренними границами (между подсистемами) самую большую тревогу вызывает разлука. Признаки размытых внутренних границ: дети спят в постели родителей, родители флиртуют со своими детьми, межкомнатные двери в квартире всегда открыты или отсутствуют, на вопрос, заданный на консультации одному члену семьи, отвечает другой, частой причиной обращения к специалисту являются психосоматические расстройства.

Размытые границы между подсистемами приводят к спутанности отношений, в результате чего «члены семьи оказываются накрепко связанными друг с другом», что значительно затрудняет их дифференциацию и проявление самостоятельности.

В своей работе специалисты часто имеют дело с размытыми внутрисемейными границами, то есть слишком тесными отношениями членами семьи, которые относятся к разным подсистемам, например между бабушкой и внучкой (коалиция через поколение), между сыном и отцом.

В семьях с жесткими внутренними границами (между подсистемами) самые большие опасения вызывает близость. Маркерами семей с границами такого рода являются: постоянно закрытые межкомнатные двери, невозможность попросить в семье о помощи, и, как следствие, родители долго не замечают проблем своих детей, семьи поздно обращаются за помощью и, следовательно, специалист имеет дело с тяжелыми случаями (криминальное и суицидальное поведение, алкоголизм и наркомания).

С появлением приемного ребенка в семье происходит нарушение функционирования семейной системы: осложняется процесс распределения обязанностей между членами семьи, установления новых правил, …

Так, например, в семье с напряженными супружескими отношениями супругами движет надежда, что ребенок «поможет» разрешить кризис в отношениях между ними. Появившийся приемный ребенок становится ближе к матери, отдаляя супругов друг от друга. Ребенок нивелирует конфликт, отодвигая «супружескую» тему на второй план.

Нарушение функционирования семейной системы осложняет процесс эффективного взаимодействия специалистов и приемных родителей.

Целями взаимодействия специалистов с приемными семьями обычно является помощь членам семьи в установлении таких правил, границ взаимодействия, которые будут удовлетворять их потребностям, не нарушая при этом интересов других участников семейной системы.

Исходя из вышесказанного, основными принципами работы с принимающими родителями являются:

- уважительное толерантное взаимодействие;

- уважение к границам и особенностям семьи;

- отсутствие установок по отношению к принимающим родителям;

- не навязывание психологической помощи;

- формирование партнерских отношений между принимающими родителями и специалистами.

Семьи, которые не могут самостоятельно справиться с кризисом или изменившимися условиями после приема ребенка в семью (они признают это сами, или это декларируется общественными институтами) обращаются за помощью и, как правило, получают ее в виде консультаций, психотерапии, тренингов и рекомендаций. При этом семьи сами информируют запрос и самостоятельно оценивают эффективность помощи. Помощь осуществляется в рамках задачи и темы, заданных семьей. Специалисты, помогающие семье, взаимодействуют друг с другом только через семью, с ее ведома, как правило, заочно, путем заключений и письменных рекомендаций.

И, напротив, семью, которую направляют общественные институты, они же формулируют задачи и желаемые изменения, определяют направления развития семьи, диктуют длительность и оценивают эффективность. Взаимодействие специалистов, часто происходит вне и без семьи, однако об этом семья информируется.

Любое профессиональное взаимодействие добровольно, это связано с тем, что осуществление, например, психологической помощи, невозможно без активности семьи. Однако задача специалистов состоит в том, чтобы развить мотивацию у семьи. Это возможно сделать, благодаря:

  1. Позиции специалиста не «сверху», не оценивающе-высокомерной, а партнерской, сотрудничающей, что создает у семьи ощущение безопасности и понимание, что специалисты хотят помочь;
  2. Контакту между семьей и специалистом. Он не должен быть формальным, семья должна видеть участие и понимать, что действия специалистов, которые осуществляются, связаны с правилами, которые, в конце концов, придуманы для безопасности и улучшения качества жизни и ребенка, и семьи;
  3. Ясности действий специалиста. Специалист объясняет позицию без тайных маневров, формулирует требования, разъясняя, почему они возникли. Специалист поясняет, что является критерием позитивного движения семьи и что будет, если этого движения не будет, какими путями может быть достигнуто это движение и какая помощь может быть предложена семье именно сейчас;
  4. Уважению к семье, ее любым усилиям по совладанию с кризисом и проблемами.
  5. Подкреплению позитивного результата, поддержке любых шагов к изменению.

Вторичные возвраты детей из принимающих семей в государственные учреждения - одна из наиболее волнующих проблем, с которыми сталкиваются специалисты. Во-первых, эта проблема апеллирует к ответственности  специалистов, подбиравших ребенку семью, готовивших ее, сопровождавших (или к ответственности за невыполнение этих функций), а также ставит вопрос,  эффективна ли система работы с принимающей семьей. Во-вторых, существование проблемы ставит перед специалистами задачу осмысления последствий вторичных отказов и процедуры принятия решений о возможности в дальнейшем родителям вновь принимать в семью ребенка. И, наконец, в-третьих, вторичный возврат требует от специалистов организации психологической реабилитации ребенка.

Что могут сделать специалисты для профилактики вторичных отказов?

- Выяснить жизненную историю ребенка, хорошо знать источники его проблем.

- Выявить степень эмоциональных проблем ребенка.

- Проводить реабилитационную работу (психотерапия и коррекция поведения).

- Провести хорошую медицинскую диагностику и коррекцию.

- Провести грамотную диагностику уровня развития ребенка и степени его отставаний.

- Разработать систему развивающих и коррекционных занятий в соответствии с особыми потребностями в образовании для конкретного ребенка – индивидуальных и групповых.

- Дать рекомендации родителям относительно домашних занятий с ребенком.

- Проводить регулярный мониторинг развития ребенка и знакомить родителей с его результатами, делая акцент на успехах.

В свою очередь, что могут сделать родители для профилактики вторичных отказов?

Кроме создания развивающей среды и занятий с ребенком важно следующее:

- Помнить закономерность: отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано, прежде всего, с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка. Только после того, как ребенок в семье обретет привязанность и эмоциональную защиту, начнется процесс его развития.

- «Не сравнивать  с другими». Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и индивидуальные особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому помогут преодолеть неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу.

- «Терпение». Получить все и сразу невозможно. «Быстро» не всегда значит «хорошо». Когда между родителями и ребенком сформировалась привязанность, темп развития начинает определяться природной любознательностью индивидуальными способностями ребенка.

- «Разумные нагрузки». Учебные нагрузки должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка. Стоит посоветоваться со специалистами (педагог, психолог), чтобы разработать индивидуальную гибкую систему занятий с ребенком.

- «Искать позитив». Человеку не хочется делать то, что не получается. Необходимо научить своего ребенка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.

- «Хвалить за усилия, а не за результат». В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей. Научить ребенка этому, наверное, основная задача. Приемным детям эту задачу решать сложнее, чем их сверстникам из обычных семей.

- «Верить в ребенка». Вера родителей в своего ребенка – это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха. 

Для эффективного взаимодействия специалистов и приемных родителей, установления границ ответственности, важным является наличие профессиональных компетенций обеих сторон.

Под компетентностью подразумевается совокупность личностных качеств, позволяющих решать проблемы и задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, жизненного опыта, с учетом индивидуальных наклонностей и моральных ценностей.

Одной способности любить для приемных родителей недостаточно. Необходимо владеть соответствующими знаниями и навыками, чтобы уметь найти выход из сложной ситуации, причем наименее болезненный для психики ребенка, но при этом и наиболее действенный.

Приемный родитель должен обладать широким спектром профессиональных компетенций, необходимых ему для более эффективного выполнения своих обязанностей.

Одно из важных качеств - это наличие хорошо развитых коммуникативных навыков. Так как в процессе воспитания приемного ребенка приходится сотрудничать с различными специалистами, организациями, родителями и родственниками ребенка, выполнять конкретные задания, брать на себя ответственность, то приемный родитель должен уметь эффективно общаться. Причем общаться различными способами, даже в ситуациях, когда общение чем-то может быть затруднено.
Необходимо умение поддерживать связи с людьми и организациями, которые могут оказать различную помощь и самому обращаться за такой помощью.

Работа с приемными семьями - особый вид профессиональной деятельности, требующий от специалистов владения системой глубоких профессиональных знаний, развитых специальных умений, наличного опыта работы в данной сфере и сформированных профессионально значимых личностных качеств.

Профессиональная компетентность специалистов заключается в системном единстве знаний, опыта, свойств и личностных качеств специалистов, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и является показателем информированности специалиста о целях, сущности, структуре, средствах общения, уровня владения соответствующей технологией, ориентации на личность человека, как главную ценность, способность решения задач, возникающих в процессе общения с клиентом.

Для того чтобы быть в рамках профессионализма и не переходить границы ответственности необходимо обучать как приемных родителей, так и специалистов.

Отдел по развитию семейных форм устройства детей, как структурное подразделение СОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей» реализует следующие программы в данном направлении:

  • Подготовка кандидатов в приемные родители (ШПР);
  • Обучение специалистов органов опеки и попечительства.

- Подготовка граждан, выразивших желание стать приемными родителями, осуществляется по программе «Психолого-педагогического и правовая подготовка граждан, желающих принять детей на воспитание в семью», утвержденной Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи приказом № 783 от 22.08.2012 г.

Цели программы:

- комплексная подготовка кандидатов в приемные родители к принятию ребенка-сироты на воспитание в семью;

- формирование конструктивных мотивов принятия ребенка-сироты на воспитание.

Одним из показателей эффективности нашей деятельности является повышение уровня готовности кандидатов в приемные родители к сотрудничеству со специалистами различных организаций после прохождения обучения в ШПР.

- С целью повышения эффективного сотрудничества специалистов и приемных родителей в рамках работы отдела разработан проект по повышению квалификации специалистов органов опеки и попечительства «Повышение психолого-педагогической компетентности специалистов органов опеки и попечительства в сфере взаимодействия с гражданами для оптимизации рабочего процесса». Данный проект входит в программу развития СОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей» на 2015-2018 гг.

Реализуемая цель: повышение психолого-педагогической компетентности специалистов органов опеки и попечительства в сфере взаимодействия с гражданами, обратившимися за помощью, для оптимизации рабочего процесса.

Темы занятий для специалистов органов опеки и попечительства подобраны с учетом специфики работы с данной категорией населения. Во-первых, непосредственно взаимосвязаны с программой по подготовке граждан, выразивших желание стать приемными родителями с целью более глубокого понимания специфики «замещающего родительства», во-вторых, акцентированы на формирование и совершенствование коммуникативных навыков, приобретение навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций с клиентами и эффективной командной работы, сглаживания «острых углов» в отношениях.

Комплексная работа со специалистами и приемными родителям, направленная на эффективное взаимодействие и установление четких границ ответственности между ними, является также одним из направлений по профилактике вторичных отказов от детей, что подтверждается диаграммой, расположенной ниже.

Положительная динамика в разрезе нулевых значений «вторичных отказов» от детей за 2014 и 2015 года, представленная на диаграмме, свидетельствует о грамотности построения процесса обучения и комплексной работы.

 

Козлова О.А., социальный педагог