^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

 

Дорогие ребята и уважаемые родители, а так же любые взрослые небезразличные к судьбе детей и подростков!

Детский Телефон Доверия работает для Вас и ради Вас. Вы можете обратиться за помощью в любое время с понедельника по пятницу с 9.00-21.00, в субботу с 9.00-16.00. По вопросам, требующим экстренной психологической помощи: жестокое обращение, сексуальное насилие по отношению к ребёнку, суицидальные мысли или тяжелое эмоциональная состояния, любые сложные и экстренные ситуации, возникающие в жизни. Кроме этого вы можете обратиться на ДТД по вопросам детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, и любым другим вопросам, касающимся жизни и деятельности детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированными специалистами, абсолютно бесплатно, анонимно и конфиденциально, с любого телефона при любом тарифном плане из любой точки России! Звоните и Вам помогут. Наша помощь на расстоянии Вашего звонка.

В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.

Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Эпидемическим становится распространение болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревоге, агрессии, правонарушениях. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства.

На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения. К таким нарушениям развития относятся дети с синдромом Дауна, аутизмом и  ДЦП.

Исходя из выше сказанного, становится ясно, что для этой категории детей необходим специальный комплекс занятий, который бы способствовал исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально- волевой сферы, направленной на воспитание положительных качеств личности, каковой и является музыкально-ритмическая деятельность. Регулярные занятия ею способствуют  нормальному функционированию как отдельных органов, так и всего организма в целом. Она помогает гармоническому развитию тела, развитию физических качеств: выносливости, координации, силы, быстроты, гибкости; формирует правильную осанку. Она также способствует интеллектуальному и духовному развитию. Дети овладевают техникой выполнения различных движений, изучают строение человека, правила гигиены, закаливания, сохранения и укрепления здоровья и т.п.

Ритмическая гимнастика уникальна. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения её направлены на работу,  следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим, ритмичная музыка, удобная одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируют у ребенка желание заниматься физическими упражнениями.

В работе с детьми с нарушениями развития используются коррекционно-развивающие задания, которые  являются эффективной формой проведения занятия, построенной на сочетании музыки, движения и слова.

Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей  средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова.

Занятия коррекционной ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета,  формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. С целью повышения эффективности работы занятия по ритмике проводятся педагогом-организатором совместно с ведущим специалистом ребенка, чаще психологом.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра является основным видом деятельности. Данный вид деятельности  способствует развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Подвижные игры активизируют личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывают стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Таким образом, предъявление на занятиях ритмикой заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ОВЗ, иногда это  единственный способ решить на занятии все поставленные задачи.

Пример упражнений, которые можно выполнять под музыку по подражанию в домашних условиях:

  1. Когнитивное упражнение «Ритм».

Цель: ритмизация движений.

Исходное положение — сидя на полу. Родители задают ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление - ребенок видит руки родителей, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем ребенку предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой) ком­бинированно (например, 2 - правой рукой, 2 - левой ру­кой, 3 - одновременно двумя руками). После освоения пер­вой части упражнения ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

В качестве музыкального сопровождения используется «Марш» Л. Шульгина. В домашних условиях рекомендуется использовать аудиозапись.

  1. Функциональное упражнение с правилами «Костер».

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Родители с ребенком садятся на ковер вокруг имитированного «костра» и выполняют следующее упражнение. По команде «жарко» ребенок  должен ото­двинуться от «костра», по команде «руки замерзли»- про­тянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер»- встать и махать руками, по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» - взять за руки родителей и ходить вокруг «костра». За­тем игра выполняется с ребенком в роли ведущего.

В качестве музыкального сопровождения используется пьеса Т.Ломова «Ускоряй и замедляй».

3.Релаксация «Кулачки».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

Исходное положение - сидя на полу. Родители: «Сожми пальцы в кулачок покрепче. Руки поло­жи на колени. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточ­ки побелели. Руки устали. Расслабь руки. Отдыхаем. Кис­ти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я: вдох - пауза, выдох - пауза!

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

(Легко поднять и уронить расслабленную кисть.)

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики».

 

Литература:

1.Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1, 2. – М.: Музыка, 1978г.,

2.Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике: 1 кл. – М.: Музыка, 1995 г.,

3.Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2кл. – М.: Музыка, 1996г.,

4.Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1990г.,

5.Яновская В. Ритмика . – М.: Музыка, 1979 г.,

6.Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979г.,

7.Шукшина З. Ритмика. – М.: Музыка, 1979 г.

 

Соколова Т.В. педагог-психолог