^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

 

Дорогие ребята и уважаемые родители, а так же любые взрослые небезразличные к судьбе детей и подростков!

Детский Телефон Доверия работает для Вас и ради Вас. Вы можете обратиться за помощью в любое время с понедельника по пятницу с 9.00-21.00, в субботу с 9.00-16.00. По вопросам, требующим экстренной психологической помощи: жестокое обращение, сексуальное насилие по отношению к ребёнку, суицидальные мысли или тяжелое эмоциональная состояния, любые сложные и экстренные ситуации, возникающие в жизни. Кроме этого вы можете обратиться на ДТД по вопросам детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, и любым другим вопросам, касающимся жизни и деятельности детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированными специалистами, абсолютно бесплатно, анонимно и конфиденциально, с любого телефона при любом тарифном плане из любой точки России! Звоните и Вам помогут. Наша помощь на расстоянии Вашего звонка.

Ранний детский аутизм на данный момент времени является одним из вариантом искаженного развития, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций.

Дети, имеющие диагноз ранний детский аутизм, замкнуты, трудно идут на контакт, достаточно стереотипны в действиях, весьма чувствительны к средовым воздействиям и изменениям. Склонны к проявлению  повышенной чувствительности к информации из внешнего мира. Ребенок не может адекватно на нее отреагировать и стремиться защитить себя. Аутичный ребенок практически все время погружен в свой внутренний мир и эмоции.

Никольская О.С. полагает что, у детей с расстройством аутического спектра нарушено развитие системы аффективной организации сознания и поведения в целом. Причина этого в двух факторах: нарушение взаимодействия с окружающей средой и повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям.

У аутичного ребенка развитие сенсорной сферы происходит искаженно и деформировано. Большинство поступающих  сенсорных стимулов воспринимаются как «избыточные» и поэтому и ребенка включается механизм игнорирования, снижения интенсивности поступающего сигнала. У ребенка фиксируется реакция ухода от направленных на него внешних воздействий. Таким образом, вместо интенсивного и целенаправленного развития  сенсорных систем развивается механизм игнорирования внешних сигналов. И неудивительно, что такие дети избегают ярких и интенсивных раздражителей, глазного и тактильного контакта. Сенсорные механизмы изменяются таким образом, чтобы ребенок мог получить хотя бы минимальную сенсорную информацию. У аутичного ребенка восприятие внешнего мира может иметь следующие особенности:

  • Периферическое восприятие. Улавливание информации косвенно, опосредованно, не на прямую;
  • Непостоянное восприятие;
  • Сенсорная перегрузка. Уязвимость в чрезмерном влиянии раздражителей;
  • Гиперчувствительность и гипочувствительность к сенсорным стимулам;
  • Продолжительная обработка информации;
  • Фрагментарное восприятие отдельных элементов окружающей среды.

Таким образом, учитывая перечисленные факторы можно сделать вывод, что коррекционная работа с аутичным ребенком является весьма сложной и иногда малопродуктивной. Поэтому необходимо учитывать и ряд основных принципов в работе с аутичными детьми, к которым можно отнести следующие:

  • Следование за ребенком. Педагог-психолог должен учитывать индивидуальные особенности аутичного ребенка и особенно на первых занятиях установить контакт с ребенком, следовать за его действиями.
  • Ориентация аутичного ребенка во внешний мир;
  • Обучение ребенка более сложным формам поведения;

Принимая внимание то, что контакт с аутичном ребенком иногда очень трудно установить, сложно использовать традиционные методы коррекции (например, применять в работе картинный материал и т.п.) можно использовать коррекционные приемы направленые развитии сенсорной сферы. Так отмечалось ранее в нашей статье сенсорная сфера имеет у аутичного ребенка свои особенности и нарушения и поэтому развитие тактильной и сенсорной сферы способствует восполнению недостатка ощущений и правильному распознаванию сенсорных сигналов, влияет на все сферы и функции психики.

Сенсорная коррекция представляет собой терапию в среде,  влияющей на восприятие человека и  воздействует на такие системы восприятия как обонятельную, зрительную, слуховую, тактильную, вестибулярную, проприоцептивную и интероцептивную. Необходимо отметить, что тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств предметов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Все это подтверждает значимость сенсорной коррекции в работе педагога-психолога.

 Занимаясь сенсорной коррекцией необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его потребности. Дети с диагнозом ранний детский аутизм весьма восприимчивы к различным тактильным, сенсорным воздействиям. Благодаря разнообразию упражнений и широкому спектру применения, возможно, подобрать задания исходя из особенностей развития ребенка.

Педагог-психолог должен максимально разнообразить различный тактильный материал, способствующий расширению тактильного и чувствительного  опыта (фольга, мех, кожа, бумага, камни ракушки, игры с водой и т.п.). Важно предлагать ребенку различные способы изучение данного материала (ощупать, помять в руках,  помассажировать руки и мять, рвать бумагу т.п.).

Использование  в работе следующих упражнений позволяет развивать мелкую и общую моторику:

  • Сортировка мелких предметов (камни, пуговицы, ракушки и др.)
  • Игры в «сухом» бассейне с крупами (спрятать игрушку, пересыпание из одной емкости в другую и т.п.)
  • Выкладывание рисунка пуговицами по образцу
  • Аппликации из разного материала (бумага, ткань,пух,вата)

 

Использование такого материала как шишки, массажные мячики, кусочки меха, ракушки позволяют делать ребенку массаж и самомассаж пальцев и рук. Стимуляция мозговых центров данными заданиями обеспечивает и развитие интеллектуальной деятельности в целом, дает возможность расширить и сформировать представления о сенсорных эталонах, а также стимулирует и развитие эмоциональной сферы (ребенок выражает либо свое недовольство, либо испытывает положительные чувства при выполнении упражнений).

Коррекционная работа с ребенком, имеющий ранний детский аутизм всегда является многогранной, трудной и особенной. Успешность и динамика в работе зависит от создания благоприятной и комфортной обстановки, важно следовать потребностям аутичного ребенка. Сенсорная коррекция дает малышу возможность развивать тактильную и чувствительную сферу, изучать и познавать окружающий мир, стимулировать интеллектуальное развитие и мелкую моторику.

 

Список используемой литературы:

1.Маманчук И.И.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- Спб.:Речь,2008

  1. 2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное развитие детей. М.:- Просвещение 2002

3.Никольская О.С. Аутичный ребенок.Пути помощи.- М.:Теревинф, 1997

4.Шпицберг А.И. статья Коррекция нарушений развития сенсорных нарушений у детей с расстройством аутического спектра

 

Педагог-психолог

Максимцева О.И.

 

Единый общероссийский номер на помощь детям

"ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ"

8-800-2000-122

звонок осуществляется бесплатно с любых телефонов!