^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Подробнее...

Буллинг – психолого-педагогические причины и следствияЖертвой жестокого обращения в детской среде может стать любой ребенок. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими. В «группу риска» попадают дети с физическими недостатками, другой национальности, необычным поведением и т.д. Жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений. У детей, пострадавших из-за жестокого обращения, могут возникнуть социально-опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (ПАВ-зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость). Рассмотрим некоторые формы детской жестокости.

Подробнее...

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

для детей нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи

Научно-практическая лаборатория по разработке технологий работы

с неблагополучными семьями, профилактике социального сиротства

Психолого-педагогические технологии

работы с неблагополучной семьей

Методическое пособие

для специалистов учреждений системы профилактики

 

Смоленск

2013

Подробнее...

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи

Информационно-аналитический

справочник

по материалам социологического исследования

«Отношение населения г. Смоленска и Смоленской области к проблемам

детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и к семьям,

воспитывающим приемных детей»

Смоленск

2012

Подробнее...

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи

Информационно-аналитический

справочник

по материалам социологического исследования

«Отношение населения г.Смоленска и Смоленской области к проблеме

социального сиротства и семейного неблагополучия»

Смоленск

2013

Подробнее...

"Тайный язык" детского рисункаРисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делаетрисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

Подробнее...

Существуют различные виды внимания и различные проблемы, связанные с их нарушением. Например, невнимательность некоторых детей обусловлена их двигательной активностью и моторикой (им сложно завязывать шнурки или писать слова). У других детей тем, как они обрабатывают визуальную или аудио-информацию, у кого-то это связано с повышенной сенсорной возбудимостью, то есть реакцией на раздражители (слишком шумно или многолюдно).

Дети с тем или иным расстройством внимания могут не испытывать никаких затруднений в других областях, требующих концентрации. Например, если у ребенка проблемы с моторикой и ему трудно совершить несколько мелких последовательных действий, это не значит, что он плохо воспринимает визуальную информацию, но если учитель попросит переписать с доски несколько предложений, такой ребенок быстро устанет и начнет отвлекаться или просто смотреть в потолок. С другой стороны, если у этого ребенка хорошее визуально-пространственное восприятие, оно помогает ему в  решении математических задач. Такой ребенок будет прилежно сидеть над трудным примером и пятнадцать, и двадцать минут ни на что не отвлекаясь, а затруднения может вызвать лишь необходимость аккуратно записывать цифры в столбик. Так что в одной ситуации он не сосредоточен, а в другой очень внимателен. С собеседником наедине, когда никаких дел у него нет, и вообще ничего его не отвлекает, он прекрасно ведет беседу, мыслит логично и ясно.

Подробнее...

Проблема агрессивности одна из самых значительных.Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессивность – личностная характеристика, приобретенная и зафиксированная в процессе развития личности на основе социального научения в агрессивных реакциях (действиях) наразного рода раздражители.

Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции.

Агрессивные действия могут выступать в качестве средства достижения цели, самоцели, удовлетворяющей потребность в самореализации и самоутверждения.

По мнению А. Басса и А.Дарки, агрес­сивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вер­бальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое на­силие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.

Подробнее...

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

для детей нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи

Научно-практическая лаборатория по разработке технологий работы с неблагополучными семьями, профилактике социального сиротства

Подробнее...

Защитные механизмы психикиКаждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе. Наша психика умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их. Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе. Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.

Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики. Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их. Каждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе. Утрата самоуважения влечет за собой негативные последствия, лишает человека способности четко управлять своим поведением в соответствии с поставленными целями.

Подробнее...