^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Особенности родительского влияния на формирование гендерных ролей детей в неполных семьяхСемья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность  ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.

При воспитании в неполной семье особое значение имеет представление ребенка об отце и тип отношения к нему матери Р. В. Овчарова выделила три типа такого отношения в  семейном воспитании детей без отца:

1. Первый тип отношений определяется тенденцией матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда не было. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца, и мать приняла решение о рождении ребенка и его будущем воспитании самостоятельно. Но и в этом случае ей придется дать необходимые разъяснения ребенку, когда он спросит. Если же дети знали отца, помнят его, такое поведение матери, вряд ли будет разумным.

Подробнее...

Анализ актуальных проблем, волнующих современных подростков

В марте - июне 2012 года специалистами СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» было проведено исследование на тему: «Актуальные проблемы современных подростков».

В исследовании приняли участие 628 подростков от 11 до 17 лет, учащиеся средних общеобразовательных школ города Смоленска и Смоленской области.  Из них 287 респондентов женского пола (45,7 %), 341 респондент мужского пола (54,3 %).

Анкета была анонимной, включала в себя 7 вопросов.

Распределение респондентов по возрасту выглядит следующим образом:

Подробнее...

Подготовка детей к школе

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых.

Подготовка к школе не может и не должна ограничиваться только лишь одним обучением ребенка. Порой родители так много уделяют внимания внешней стороне подготовки, буквально изматывая ребенка чистописанием, чтением и т.д. Именно в такие моменты специалисты должны помощь родителям подготовить ребенка к школе.

Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения. Все компоненты тесно связаны между собой, представляют ассиметричную гармонию, могут ком­пенсировать развитие друг друга.

Подробнее...

Часто в семьях, где супруги развелись, родители помнят свои взаимные обиды, прошлые конфликты и забывают, что развод – это серьезная психологическая травма для ребенка, особенно, если он происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет. Порой, в практике работы с недавно разведенными родителями, сталкиваемсясо следующей позицией одного из них: «А что здесь такого? Никто же не умер», не считая даже нужным объяснить ребенку причину  своего  расставания.

Однако сталкиваясь с неизвестностью перед будущим, ребенок замыкается и перестает видеть для себя какую-либо перспективу.

Чтобы смягчить страх перед неизвестностью, связанной с разводом, родитель-одиночка и ребенок должны вместе сформулировать свои ожидания, попробовать заглянуть в будущее, ответить на вопрос: «Какой будет наша новая жизнь?»

Сталкиваясь с такими переменами, дети должны знать, на что могут рассчитывать, чего ждать от матери и отца. Вот почему родитель-одиночка должен установить четкие границы дозволенного поведения и режим, которые будут служить ребенку опорой и обеспечат чувство защищенности. Налаженное (чем скорее, тем лучше) родителем-неопекуном регулярное общение идет ребенку только на пользу.

Подробнее...

На Детский Телефон доверия обращаются подростки, которые очень долго находятся в депрессивном состоянии, не знают, как найти выход из проблемной ситуации, хотят покончить жизнь самоубийством. Как правило, данные подростки не хотят говорить о своих проблемах родителям и близким, так как опасаются, что их не так поймут. Поэтому родители должны быть более внимательными к своим детям, первыми идти на контакт с ними, уделять им больше внимания, чаще разговаривать с ними, обсуждать их проблемы, поддерживать их. Родительская поддержка и внимание – это лучшее средство профилактики попыток суицида у подростков.

Что должны знать родители о подростковом суициде:

Самоуби?йство, суици?д (от лат. sui caedere — убивать себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).

Подробнее...

Психологические факторы профессиональной деформации

Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны периоды стабилизации. Профессиональные деформации — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов.

Известно, что труд положительно влияет на психику человека. С другой стороны, исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деформаций.

 

Подробнее...

Из дома, из-под теплого родительского крыла постоянно убегают дети и подростки. Некоторым кажется, что такое случается только в неполных или проблемных семьях, многие считают, что их семьи это не коснется никогда. Однако, даже в самой успешной, в самой хорошей семье может произойти побег.

Причины самовольного ухода ребенка  из семьи:

В большинстве случаев уход из дома это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни.

Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Для подростков типично стремление противопоставить свои суждения и вкусы взрослых. Обычно это ограничивается расхождением музыкальных и галантерейных пристрастий. Но нередки и более острые конфликты, когда уход воспринимается как манифест: ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно.

Подробнее...

  1. Умение увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный диагноз этому отклонению.
  2. Определить общие и конкретные задачи коррекционного обучения и воспитания детей.
  3. Планировать отдельные виды коррекционной работы.
  4. Учитывать в учебно-воспитательном процессе характерные для аномальных детей возможности и факторы компенсации использовать их в коррекционной деятельности.
  5. Отбирать и применять необходимые для решения коррекционных задач методы, приемы и средства обучения, воспитания, коррекции, компенсации.
  6. Владеть специфическими средствами обучения и адекватно ими пользоваться.
  7. Перестраивать свою профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с ситуацией.

Подробнее...

Страх — аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога — эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха — не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок, в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками, может испытывать как тревогу, так и страх. Состояние безотчётного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей — чувство страха.

Объединяющее начало для страха и тревоги — чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри все холодеет, тело «наливается свинцом», щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма.

Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов:

Подробнее...