^Наверх

logo

СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"

Ранний детский аутизм на данный момент времени является одним из вариантом искаженного развития, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций.

Дети, имеющие диагноз ранний детский аутизм, замкнуты, трудно идут на контакт, достаточно стереотипны в действиях, весьма чувствительны к средовым воздействиям и изменениям. Склонны к проявлению  повышенной чувствительности к информации из внешнего мира. Ребенок не может адекватно на нее отреагировать и стремиться защитить себя. Аутичный ребенок практически все время погружен в свой внутренний мир и эмоции.

Никольская О.С. полагает что, у детей с расстройством аутического спектра нарушено развитие системы аффективной организации сознания и поведения в целом. Причина этого в двух факторах: нарушение взаимодействия с окружающей средой и повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям.

У аутичного ребенка развитие сенсорной сферы происходит искаженно и деформировано. Большинство поступающих  сенсорных стимулов воспринимаются как «избыточные» и поэтому и ребенка включается механизм игнорирования, снижения интенсивности поступающего сигнала. У ребенка фиксируется реакция ухода от направленных на него внешних воздействий. Таким образом, вместо интенсивного и целенаправленного развития  сенсорных систем развивается механизм игнорирования внешних сигналов. И неудивительно, что такие дети избегают ярких и интенсивных раздражителей, глазного и тактильного контакта. Сенсорные механизмы изменяются таким образом, чтобы ребенок мог получить хотя бы минимальную сенсорную информацию. У аутичного ребенка восприятие внешнего мира может иметь следующие особенности:

  • Периферическое восприятие. Улавливание информации косвенно, опосредованно, не на прямую;
  • Непостоянное восприятие;
  • Сенсорная перегрузка. Уязвимость в чрезмерном влиянии раздражителей;
  • Гиперчувствительность и гипочувствительность к сенсорным стимулам;
  • Продолжительная обработка информации;
  • Фрагментарное восприятие отдельных элементов окружающей среды.

Таким образом, учитывая перечисленные факторы можно сделать вывод, что коррекционная работа с аутичным ребенком является весьма сложной и иногда малопродуктивной. Поэтому необходимо учитывать и ряд основных принципов в работе с аутичными детьми, к которым можно отнести следующие:

  • Следование за ребенком. Педагог-психолог должен учитывать индивидуальные особенности аутичного ребенка и особенно на первых занятиях установить контакт с ребенком, следовать за его действиями.
  • Ориентация аутичного ребенка во внешний мир;
  • Обучение ребенка более сложным формам поведения;

Принимая внимание то, что контакт с аутичном ребенком иногда очень трудно установить, сложно использовать традиционные методы коррекции (например, применять в работе картинный материал и т.п.) можно использовать коррекционные приемы направленые развитии сенсорной сферы. Так отмечалось ранее в нашей статье сенсорная сфера имеет у аутичного ребенка свои особенности и нарушения и поэтому развитие тактильной и сенсорной сферы способствует восполнению недостатка ощущений и правильному распознаванию сенсорных сигналов, влияет на все сферы и функции психики.

Сенсорная коррекция представляет собой терапию в среде,  влияющей на восприятие человека и  воздействует на такие системы восприятия как обонятельную, зрительную, слуховую, тактильную, вестибулярную, проприоцептивную и интероцептивную. Необходимо отметить, что тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств предметов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Все это подтверждает значимость сенсорной коррекции в работе педагога-психолога.

 Занимаясь сенсорной коррекцией необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его потребности. Дети с диагнозом ранний детский аутизм весьма восприимчивы к различным тактильным, сенсорным воздействиям. Благодаря разнообразию упражнений и широкому спектру применения, возможно, подобрать задания исходя из особенностей развития ребенка.

Педагог-психолог должен максимально разнообразить различный тактильный материал, способствующий расширению тактильного и чувствительного  опыта (фольга, мех, кожа, бумага, камни ракушки, игры с водой и т.п.). Важно предлагать ребенку различные способы изучение данного материала (ощупать, помять в руках,  помассажировать руки и мять, рвать бумагу т.п.).

Использование  в работе следующих упражнений позволяет развивать мелкую и общую моторику:

  • Сортировка мелких предметов (камни, пуговицы, ракушки и др.)
  • Игры в «сухом» бассейне с крупами (спрятать игрушку, пересыпание из одной емкости в другую и т.п.)
  • Выкладывание рисунка пуговицами по образцу
  • Аппликации из разного материала (бумага, ткань,пух,вата)

 

Использование такого материала как шишки, массажные мячики, кусочки меха, ракушки позволяют делать ребенку массаж и самомассаж пальцев и рук. Стимуляция мозговых центров данными заданиями обеспечивает и развитие интеллектуальной деятельности в целом, дает возможность расширить и сформировать представления о сенсорных эталонах, а также стимулирует и развитие эмоциональной сферы (ребенок выражает либо свое недовольство, либо испытывает положительные чувства при выполнении упражнений).

Коррекционная работа с ребенком, имеющий ранний детский аутизм всегда является многогранной, трудной и особенной. Успешность и динамика в работе зависит от создания благоприятной и комфортной обстановки, важно следовать потребностям аутичного ребенка. Сенсорная коррекция дает малышу возможность развивать тактильную и чувствительную сферу, изучать и познавать окружающий мир, стимулировать интеллектуальное развитие и мелкую моторику.

 

Список используемой литературы:

1.Маманчук И.И.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- Спб.:Речь,2008

  1. 2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное развитие детей. М.:- Просвещение 2002

3.Никольская О.С. Аутичный ребенок.Пути помощи.- М.:Теревинф, 1997

4.Шпицберг А.И. статья Коррекция нарушений развития сенсорных нарушений у детей с расстройством аутического спектра

 

Педагог-психолог

Максимцева О.И.